 |
Вопрос: Возникает ли необходимость декларирования в соответствии с главой 27 ТК ТС, ввозимые на российском морском транспортном средстве запасные части, приобретенные у иностранного лица.
Ответ: запасные части, приобретенные у иностранного лица, за пределами таможенной территории ТС и ввозимые на морском транспортном средстве, завершающим временный вывоз обратным ввозом, не подлежат декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС, в случае использования их на данном судне. Обоснование: Таможенное законодательство ТС, относит находящиеся на транспортных средствах международной перевозки, «запасные части», предназначенные для его ремонта, технического обслуживания или эксплуатации в пути следования, к понятию транспортного средства международной перевозки ( подпункт 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС). Законодатель, предусмотрел несколько обязательных условий отнесения запасных частей к понятию транспортного средства. Во-первых, указал на необходимость соблюдения целевого предназначения данных запчастей, во-вторых, отметил их функциональную особенность (для ремонта, эксплуатации и пр.), связанную с обеспечением безопасности морского мореплавания. Следовательно, в ситуации, когда запасные части ввозятся на морском транспортном средстве, они, как неотъемлемая часть судна декларируются в соответствии со статьей 350 ТК ТС (таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки, запасных частей и оборудования) путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство. Причем полнота заявленных сведений ограничивается ТК ТС, только указанием наименования запасных частей. В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются и стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС. Если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки в соответствии со статьей 349 ТК ТС, допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство.
Глава 48 ТК ТС регулирует порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза для завершения или начала международной перевозки на такой территории или за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в иностранных государствах, и временного вывоза с такой территории для завершения или начала международной перевозки транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах-членах таможенного союза (включая порожние), за исключением транспортных средств для личного пользования. ( статья 340 ТК ТС) Временно вывозимые с таможенной территории ТС транспортные средства международной перевозки сохраняют статус товара таможенного союза ( пункт 2 статьи 345 ТК ТС) Пунктом 2 статьи 348 ТК ТС закреплено, что при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов. Установленный ТК ТС порядок перемещения транспортных средств международной перевозки предусматривает, что их декларирование осуществляется без помещение под таможенные процедуры ( пункт 4 статьи 341 ТК ТС) По смысловому содержанию приведенных норм ( в системном единстве с другими положениями ТК ТС) для наступления правовых последствий, связанных с необходимостью помещения под определенную таможенную процедуру, запасных частей ввозимых вместе с транспортным средством, завершающим временный вывоз обратным ввозом, целевое предназначение материального объекта является единственным критерием, разграничивающим возможность декларирования запасных частей в документах перевозчика (декларации на транспортное средство), или в соответствии с главой 27 ТК ТС. Тот же критерий ("предназначение" материального объекта) используется и в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (Приказ ГТК России № 892 от 12 сентября 2001 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 01.10.2001 г., рег. № 2958. , опубликован в “Российской газете” № 195 (2807) от 06.10.2001 г. и в “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти” № 42 от 15.10.2001 г.) Как указано в пункте 2 Положения, судовые запасные части - предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся (подпункты "г" и "д"). Положение утверждено на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон), участницей которой является Российская Федерация, в целях внутригосударственной реализации норм международного договора. В разделе 1 Конвенции определяются и разграничиваются понятия "груз", "судовое снаряжение", "судовые запасные части". Правовое значение такого разграничения для таможенных правоотношений подтверждается, прежде всего, общей целью Конвенции, указанной в ее преамбуле, а именно, облегчить морское судоходство путем упрощения и сокращения до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания. Законодатель предусмотрел два варианта правовых последствий, в отношении ввозимых запасных частей, которые непосредственно зависят от установленного порядка временного ввоза или временного вывоза транспортных средств, международной перевозки, закрепленного главой 48 ТК ТС. 1-й вариант, запасные части, ввозятся на транспортном средстве, обратно ввозимом после временного вывоза, с целью их установки или замены на данном судне, в том числе и на таможенной территории ТС. По нашему мнению в данной ситуации запасные части не могут рассматриваться как объект самостоятельного декларирования. Поскольку, согласно подпункту 40, пункта 1 статьи 4 ТК ТС, запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования, входят в понятие самого транспортного средства. Все таможенные формальности в отношении запасных частей должны совершаться, в соответствии с главой 48 ТК ТС применительно к транспортному средству, завершающему международную перевозку. Пункт 1 статьи 348 ТК ТС, устанавливает, что временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза. Законодатель установил также, что при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС). Таким образом, таможенное законодательство ТС, освобождает транспортные средства от уплаты таможенных пошлин и налогов, а поскольку запасные части включены в определение транспортного средства международной перевозки, в понятии подпункта 40, пункта 1 статьи 4 ТК ТС, с учетом положений пункта 2 статьи 348 ТК ТС, требование о помещении ввозимых запасных частей под определенные таможенные процедуры, не соответствуют нормам материального права.
2-й вариант, вытекает непосредственно из названия статьи- « временный ввоз и временный вывоз», т.е. когда запасные части для морского транспортного средства ввозятся отдельно от самого морского судна, или декларируются отдельно от транспортного средства. ( статья 349 ТК ТС) Причем, если следовать постатейной логике, то в части первой статьи 349 ТК ТС, регламентируется временный ввоз, непосредственно с транспортным средством, специального оборудования для погрузки и разгрузки. Вторя часть статьи 349 ТК ТС, оговаривает ситуации, когда запасные части и оборудование, предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, которые ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования. В данной ситуации, акцент сделан на «транспортном средстве международной перевозки». А такими транспортными средствами на территории РФ, выступают только морские суда, зарегистрированные в иностранных государствах ( под иностранным флагом). А третья часть, статьи 349 ТК ТС оговаривает случаи вывоза запасных частей вывезенного транспортного средства.
Следует отметить, что существует и иная позиция на данную проблематику. Так, письмом ФТС РФ от 04.04.2011 г. № 04-57/14785 « О совершении таможенных операций в отношении запасных частей». Указывается, …исходя из положений статей, 2, 4, 96, 150, 153, 161, 174 и 179 ТК ТС запасные части и оборудование, приобретенное за пределами таможенной территории ТС и ввозимые на такую территорию на транспортном средстве международной перевозки при завершении им международной перевозки, являются иностранными товарами. Пользование и или распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенными органами осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС. Запасные части и оборудование, приобретенные за пределами таможенной территории ТС и ввозимые на такую территорию судами, завершающими международную перевозку и являющиеся иностранными товарами, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном главой 27 ТК ТС в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
По нашему мнению, основанному на международных нормах и системному анализу норм таможенного законодательства, запасные части, ввозимые на российском морском транспортном средстве, для обеспечения его безопасности и эксплуатации, не подлежат декларированию, в порядке установленном главой 27 ТК ТС. |
 |