|
Требование таможенных органов представлять коммерческие документы на перевозимые товары, сведения об описании размещения товаров на судне, а также сведения о товарах, ввоз которых на таможенную территорию запрещен или ограничен, прямо противоречит действующим нормам Конвенции ФАЛ. Однако есть абсолютно точное количество документов, которые можно требовать в порту. Об этом специально для ПРОВЭД рассказала руководитель отдела по морскому направлению юридической компании "Экспертный консалтинг" Галина Галкина. – Морские перевозчики постоянно говорят о большом количестве требуемых государственными контрольными органами документов при прибытии и убытии судна. По данным мониторинга трёх ассоциаций морских агентов, от 44 до 77 видов бумаг бывает нужно в портах предоставить.
– Тут, я полагаю, в количество документов, представляемых государственным контрольным органам, включены документы, представляемые капитану морского порта, который не относится к государственным контрольным органам, осуществляющим оформление судна на приход при прибытии на таможенную территорию.
Необходимо понимать, что под государственными контрольными органами понимаются органы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, осуществляющие деятельность в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Однако, кроме государственных контрольных органов, оформление захода в морской порт судна и оформление судна на выход осуществляется капитаном морского порта после предоставления документов, перечень которых установлен Общими правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утверждёнными приказом Минтранса РФ № 140. В этот перечень входят свидетельства и другие документы, находящиеся на судне и относящиеся к его регистрации, обмеру, безопасности, укомплектованию экипажем. Всего перечень содержит 29 документов, необходимых для захода судна в морской порт. Это вовсе не означает, что каждое судно для захода в порт представляет 29 документов, документы предъявляются в зависимости от их применимости к судну в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
– В разных портах именно таможенные органы предъявляют различные требования к набору документов.
– Морской перевозчик при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза обязан представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Перечень содержит всего 9 документов:
общую декларацию;
декларацию о грузе;
декларацию о судовых припасах;
декларацию о личных вещах экипажа судна;
судовую роль;
список пассажиров;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
транспортные (перевозочные) документы;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Эти документы не содержат сведения о наличии на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; опасных товаров, включая оружие, боеприпасы. Однако указанной нормой на перевозчика возложены обязанности представлять эти сведения таможенному органу. В связи с этим бывает нужно еще предъявлять грузовой план; список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; список оружия и боеприпасов.
При отсутствии лекарственных средств, оружия и боеприпасов на судне списки не представляются, а в общей декларации делается соответствующая отметка.
Что касается требования таможенных органов представлять при прибытии иные документы, не установленные таможенным законодательством, в том числе документы, подтверждающие страну происхождения товаров и сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, это проблема правоприменительной практики на местах, и требуемые документы и сведения представляются морским перевозчиком добровольно.
Вообще же список документов и сведений, установленный 159 статьёй Таможенного кодекса Таможенного союза, не вполне соответствует положениям Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (Конвенция ФАЛ), участниками которой являются более ста стран, включая Российскую Федерацию.
– Новым Таможенным кодексом ЕАЭС будет устранено несоответствие требованиям международных норм?
– В настоящее время проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) проходит внутригосударственное согласование в государствах-членах Евразийского экономического союза.
Статьей 58 проекта этого кодекса установлен перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком таможенному органу при прибытии на таможенную территорию Союза в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров.
Что касается морского транспорта, то перечень документов и сведений без изменений перенесен из статьи 159 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза в статью 58 проекта ТК ЕАЭС.
– Что-то предпринимается для изменения ситуации к лучшему?
Согласно Рекомендуемому правилу 9 главы 1 Специального приложения А Киотской конвенции таможенная служба должна ограничить требуемую информацию той, которая содержится в обычной документации перевозчика, при этом ее требования должны основываться на требованиях, предусмотренных в соответствующих международных транспортных соглашениях.
– В целях исключения противоречий между нормами ТК ЕАЭС и нормами права, установленными международными конвенциями с участием Российской Федерации, в ходе работы над проектом ТК ЕАЭС представителями бизнес-сообщества были представлены в ФТС России предложения не включать в перечень документов и сведений, предусмотренный проектом статьи 58 ТК ЕАЭС. В частности речь идёт именно о представлении морским перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Союза сведений об описании размещения товаров на судне, коммерческих документов на перевозимые товары, сведений о товарах, ввоз которых на таможенную территорию запрещен или ограничен. |
|