|
Имеются сведения о том, что энергетическая таможня в Новороссийском порту просит участников ВЭД начать предоставлять предварительную информацию - предварительное информирование - таможенным органам на морском транспорте и рекомендует для этого приобрести у коммерческой компании "ПИК-ЮГ" программное обеспечение Fill-Bill . Свои требования таможня высказывает в устной форме, письменные требования предоставить отказываются. В редакцию "ПРОВЭД" поступили сведения о том, что энергетическая таможня в Новороссийском порту просит участников ВЭД начать предоставлять предварительную информацию - предварительное информирование - таможенным органам на морском транспорте и рекомендует для этого приобрести у коммерческой компании "ПИК-ЮГ" программное обеспечение Fill-Bill . Свои требования таможня высказывает в устной форме, письменные требования предоставить отказываются.
В Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА) нам подтвердили, что о фактах устных просьб предоставления предварительной информации в системе Fill-Bill со стороны энергетической таможни известно. И кроме правомочности таких «просьб» возникают вопросы о том, почему называется один конкретный разработчик и дистрибьютор, если есть иные.
По сведениям, предоставленным, ассоциацией, на ответную просьбу агентов предоставить озвученные требования в письменной форме и со ссылкой на нормативно правовые акты, что необходимо учредителям агентирующих компаний для обоснования дополнительных затрат и принятия решения о приобретении ПО, сотрудники ОСТП1 и ОСТП 2 ответили отказом. При этом сказали о прекращении принятия предварительной информации, читай: предварительное информирование, по ранее согласованной электронной форме на установленные электронные адреса energy_utk4@ca.customs.ru, energy_utk2@ca.customs.ru.
Бизнес не против предварительного информирования и сотрудничества с таможенными органами, сообщил корреспонденту «ПРОВЭД» консультант по таможенным вопросам ЮРАМА Василий Чепелев, но пока нет нормативно-правового акта, никаких требований или предложений не должно быть. «Есть определённые договорённости таможенных органов с коммерческими структурами (судовыми агентами, представителями линий) о предварительном информировании в рамках эксперимента, это – пожалуйста. Но теперь уже участников ВЭД просят платить, тратить средства на приобретение программного обеспечения, чтобы таможенникам можно было показать процент того, как они хорошо оформляют суда. А законодательного обеспечения этого процесса нет. И как минимум год ещё не будет. Зачем участникам ВЭД нести необоснованные расходы?», - сказал Василий Чепелев.
С просьбой разъяснить ситуацию «ПРОВЭД» обратился в Центральную энергетическую таможню (ЦЭТ). Там очень внимательно отнеслись к нашим вопросам, организовали проверку, в результате которой установили, «что факты, изложенные в журналистском запросе «ПРОВЭД», не нашли своего подтверждения».
«Должностными лицами Южного энергетического таможенного поста (далее – ЮЭТП ЦЭТ) никаких устных, либо письменных требований касательно необходимости немедленного начала предоставления предварительной информации таможенным органам на морском транспорте и приобретения участниками ВЭД у коммерческой компании «ПИК-ЮГ» программного обеспечения FIIL BILL не выставлялось, а со стороны морских агентств каких-либо просьб ни в устной, ни в письменной форме в адрес таможенного органа не поступало», - ответил нам начальник ЦЭТ Павел Стрельников.
Также он нас заверил, что в своей служебной деятельности должностные лица ЮЭТП ЦЭТ руководствуются исключительно нормативными актами о таможенном деле федеральных органов власти, а также руководящими письмами вышестоящих таможенных органов. «С момента образования ЮЭТП ЦЭТ в 2007 году и по настоящее время от участников ВЭД либо других сторонних организаций на действия должностных лиц таможенного поста, в том числе ОСТП №1 и ОСТП №2, не поступило ни одной жалобы, поскольку их действия всегда корректны, а требования, предъявляемые как в устной, так и в письменной форме, никогда не выходят за рамки правового поля», - говорится в сообщении ЦЭТ.
Дополнительно нам было сказано, что с «коммерческой компанией «ПИК-ЮГ» ЮЭТП ЦЭТ никогда не вел какой-либо переписки, данная компания не зарегистрирована на таможенном посту ни в качестве участника ВЭД, ни как сторонняя организация, с упоминаемой в письме «ПРОВЭД» программой FILL BILL должностные лица ЮЭТП ЦЭТ, и частности ОСТП №1 и ОСТП №2, не знакомы». «Участники ВЭД в настоящее время предоставляют в таможенный орган сведения в электронном виде, но информация о видах программных средств, используемых ими, в таможенном органе отсутствует», - пояснил начальник таможни.
Разработанный компанией ООО «СТМ» г. Санкт-Петербург портал Fill-Bill используется для организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, перевозчиков и других участников ВЭД в процессе оформления внешнеторговых сделок, в том числе подготовки пакета документов, необходимых для оформления товара в таможенном отношении. Эта система уже используется и применяется для информирования на автомобильном транспорте. В некоторых регионах компания участвует в эксперименте по предварительному информированию на морском транспорте.
«ПРОВЭД» обратился к представителям компании-разработчика «СТМ» и дистрибьютора их в Новороссийске «ПИК-ЮГ», чтобы узнать о том, как они взаимодействуют с таможенными органами.
«Есть ряд компаний, которые пошли навстречу таможенникам (в части ПИ – авт.). Но опять же какое дело, вот, например, совещание идёт, например, на таможенном посту, сидят компании, им говорят: вот есть такая-то тема. Первое, что компании спросят: а как мы это будем делать? Им предлагают: первое – есть сайт ФТС. Но почему-то участники ВЭД уходят от сайта, покупают специализированное программное обеспечение. Поэтому там люди сказали, что в городе есть компания, которая занимается этим делом, вы можете к ним обратиться, они вам расскажут, покажут, где, чего и как», - сказал Игорь Крутько - представитель «ПИК-ЮГ».
«У нашей фирмы есть особенность, её в таможне тоже знают. Мы проводим постоянно семинары, участвуем во всех семинарах таможни, обучаем как участников ВЭД, так и таможенных инспекторов технологическим схемам работы с программой. Поэтому, вы сами понимаете, видя такой подход, таможня старается посоветовать людям, обращаться к нам», - сказал Игорь Крутько, сообщив при этом, что на сайте ФТС нет техподдержки, а их компания готова её обеспечивать почти круглосуточно.
Семь компаний из около двадцати, работающих с энергетической таможней, по словам представителя «ПИК-ЮГ», уже приобрели ПО Fill-Bill.
В ООО «СТМ» нам тоже дали пояснения, уточнив, что на данный момент предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров и транспортных средств морским транспортом всё-таки не является обязательным.
«По нашим сведениям, на сегодняшний день таможенные органы на морском транспорте принимают предварительную информацию, переданную участниками ВЭД с помощью всех специальных программных средств, имеющих соответствующее свидетельство ЦИТТУ ФТС России, включая как портал электронного представления сведений ФТС, так и программные средства, разработанные коммерческими компаниями (в том числе программный комплекс Fill-Bill)», - сообщила нам специалист по рекламе и связям с общественностью компании Галина Пугач.
«Учитывая взаимную заинтересованность сторон в повышении эффективности взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, по просьбе представителей таможенных органов участники ВЭД участвуют в тестировании тех или иных программных средств и дают необходимые комментарии и рекомендации», - сказал она.
«Компания «ПИК-ЮГ», предоставляющая в первую очередь услуги по автоматизации внутреннего документооборота компаний-участников ВЭД на базе программных продуктов компании «СТМ», известна на юге России более 10 лет и имеет обширную клиентскую базу. Благодаря сотрудничеству с крупными экспедиторами и стивидорными компаниями, «ПИК-ЮГ» достаточно часто инициирует апгрейд и доработку программных продуктов «СТМ», в соответствии с потребностями клиентов, тенденциями и прогнозами в отрасли. Клиенты компании «ПИК-ЮГ», уже получившие возможность оценить преимущества автоматизации документооборота внутри компании, оказываясь перед необходимостью выбора того или иного программного средства для передачи предварительной информации таможенным органам, на основе предыдущего положительного опыта зачастую выбирают сотрудничество с проверенной компанией, предлагающей качественные программные продукты и достойную техническую поддержку», - пояснила представитель «СТМ».
Ну, как видно, всё-таки таможенники в Новороссийске, думаем, включая работников ОСТП1 и ОСТП 2, так или иначе знакомы с Fill-Bill и с «ПИК-ЮГ». Раз речь идёт о совместном участии в совещаниях и семинарах. И можно понять, почему, участники ВЭД становятся клиентами той или иной компании, предлагающей программные продукты, как сказала представитель «СТМ», «оказываясь перед необходимостью выбора того или иного программного средства для передачи предварительной информации таможенным органам».
Непонятным осталось, в результате чего, и на каком основании такая необходимость возникла. Предполагаем, что есть неравнодушные люди в таможенных органах, которые ради пущей добровольности в устной форме могли бы попросить участников ВЭД делать то, что они делать не обязаны. А устное слово, оно, может быть, и не воробей, но при проведении проверок – не обнаруживается. АВТОР: ПЯРИ АНАСТАСИЯ,"ПРОВЭД" Ключевые теги: предварительное информирование, ЦЭТ, Новороссийск |
|