Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

| диагностика двигателя ауди и, особенно ремонт. банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Информация » Таможня » Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна» Информация » Таможня
4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской экономической комиссии был одобрен проект решения Высшего Евразийского экономического совета "О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности". Указанный план направлен на "содействие развитию механизмов "единого окна" и "обеспечение сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна" в государствах-членах Евразийского экономического союза. Вместе с тем, применительно к Российской Федерации текущее состояние развития механизма "единого окна" вызывает массу вопросов. Освещению некоторых из них посвящена статья руководителя рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска через государственную границу Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту, Владимира Коростелева.
В международной Рекомендации ЕЭК ООН No33 "единое окно" определяется как механизм, позволяющий торговым и транспортным операторам предоставлять информацию и документы, связанные с выполнением требований всех регулирующих органов, относительно импорта, экспорта и транзита, только один раз, одному агентству, и в стандартном формате. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны предоставляться только один раз».

В механизме «единого окна» «единый орган получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке:

В «Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (далее – «Основные направления»), одобренных решением №68 Высшего Евразийского Экономического Совета от 29 мая 2014 года приводится схожее определение:

«Под «единым окном» понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности ».

Таким образом для реализации «единого окна» необходимы:

Национальная (государственная) программа реализации механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования, ответственных за реализацию исполнителей (единый уполномоченный орган);
ЕДИНЫЙ ОРГАН, уполномоченный осуществлять прием данных от участников ВЭД через механизм «единого окна» и передачу другим ГКО;
Единый НАБОР ДАННЫХ (документы в стандартизованном виде), передаваемый участниками ВЭД в ГКО через единый пропускной канал механизма «единого окна»;
Единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют государственная программа реализации механизма «единого окна», единый орган, единый набор данных и единый пропускной канал.

Вместе с тем с 2008 года в Российской Федерации ежегодно выделялось и выделяется значительное бюджетное финансирование для разработки государственных информационных систем, включая реализацию механизмов «одного окна» или «единого окна». К ним относятся:

Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС) - 2008-2010 г.г.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – с 2011 г. по н.в.
Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) – с 2010 г. по н.в.

Так как доступ в каждую из вышеперечисленных систем для участников ВЭД не предусматривается, то они даже теоретически - по определению, приведенному в «Основных направлениях», не могли бы выполнять функции «единого окна» (в механизм «единого окна» исходная информация о прибытии и убытии транспортных средств, грузов, пассажиров должна поступать от участников ВЭД):

Разработка системы «одного окна» МИАИС прекратилась в начале 2011 года. А системы СМЭВ и ИИСВВТ по свидетельству ответственных российских министерств в настоящее время рассматриваются в качестве элементов будущего национального механизма «единого окна».

В августе 2010 года Минэкономразвития проводило опрос федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) о планах внедрения механизма «единого окна». Из Минкомсвязи в Минэкономразвития поступило письмо о том, что «проблема реализации принципа «единого окна» решается в форме реализации ИИСВВТ» в срок до 2012 года:

Таким образом, в 2010 году полагали, что механизм «единого окна» в Российской Федерации будет реализован в рамках ИИСВТ Таможенного Союза. В апреле 2011 года на международном семинаре в Евразийской Экономической Комиссии была представлена структурная схема будущей ИИСВВТ, которая включала комбинацию национальных «единых окон» государств-членов Таможенного Союза и регионального «единого окна»:

К настоящему времени при обсуждении проекта ИИСВВТ реализация «единого окна» уже не упоминается, а вовлечение участников ВЭД в ИИСВТ находится под вопросом.
В сентябре 2014 года на международном семинаре в Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) региональным советником ЕЭК ООН Марио Апостоловым были представлены 2 варианта возможной архитектуры будущей ИИСВВТ. Вариант 1 предусматривает реализацию только национальных «единых окон» форме 3-х национальных сегментов, расположенных отдельно от ИИСВВТ. В интеграционном сегменте ИИСВВТ «единого окна» уже нет, а ИИСВВТ на схеме необходим для сопряжения национальных информационных систем таможенных органов в целях обмена разрешительными документами:

Вариант 2 предусматривал сопряжение национальных систем «единого окна» через некий «позвоночник». «Единого окна» в ИИСВВТ нет, как и нет самой ИИСВВТ.

С точки зрения классической теории электронного обмена данными при построении интегрированной информационной системы Таможенного Союза более логичным была бы разработка одного «ЕДИНОГО окна» вместо разнородных проектов создания множества национальных «единых окон» по числу государств-участников.

Так, если при взаимодействии 2-х участников информационного обмена требуется 4 преобразования форматов, то для 4 участников информационного обмена количество преобразований возрастает до 12:

Количество необходимых преобразований при увеличении численности участников информационного обмена растет по формуле C = N (N-1) и для 14 участников составляет уже 182 преобразования:

Таким образом, объединение 3-4 национальных «единых окон» в отсутствии «интеграционного единого окна» ИИСВВТ приведет к значительному усложнению информационного обмена между ними точно в соответствии с классической диаграммой информационного обмена между 4 участниками. Для сопряжения 4-х национальных информационных систем потребуется или 12 преобразований национальных форматов, или применение единых международных стандартов:

Вариант использования ИИСВВТ для обмена разрешительными документами между системами национальных таможенных органов схож с планами реализации европейской системой взаимодействия таможенных органов e-Customs DG TAXCUD . Однако остается не выясненным вопрос: как и когда получилось, что планируемая система ВНЕШНЕЙ и ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ к настоящему времени трансформировалась в разновидность закрытой для участников ВЭД системы, предназначенной для внутреннего взаимодействия таможенных органов?

Департамент информационных технологий ЕЭК на семинаре в сентябре 2014 года не определился с выбором своего варианта архитектуры ИИСВВТ. Поэтому до настоящего времени не ясно, в каком виде участники ВЭД получат будущую Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли, как и не понятно, будут ли вообще участники ВЭД допущены к работе с ИИСВВТ.
Вопрос о разработке и облике будущего российского национального сегмента «единого окна» также остается открытым и его некому задать в настоящее время.

В соответствии с Рекомендацией №33, пункт 8.1. «Обоюдное наличие у правительства и деловых кругов сильной политической воли к созданию механизма "единого окна" является одним из важнейших факторов, определяющих его успешное внедрение».

В 2011 году в Республике Казахстан вышло постановление Правительства от 3 июля 2011 года № 771 «О Концепции создания интеграционной информационной системы "Единое окно по экспортно-импортным операциям" и утверждении Плана по реализации Концепции создания интеграционной информационной системы "Единое окно по экспортно-импортным операциям" в Республике Казахстан на 2011-2013 годы» (см. http://adilet.minjust.kz/rus/docs/P1100000771). Через указанный документ реализовывается политическая воля в целях построения механизма «единого окна» на основе международных стандартов.

В 2012 году на Украине принято решение о создании системы информационного обслуживания портов на основе механизма «единого окна» и международных стандартов. Премьер-министр Украины подтвердил готовность правительства поддержать этот проект. В новый Таможенный Кодекс Украины, который вступил в силу 1 июня 2012 года, введена статьи 319 об осуществлении документального контроля на основе принципа «единого окна» (см. http://www.unece.org/ru/cefact/indexrussian.html).

В Российской Федерации уполномоченного органа, ответственного за реализацию национальной программы «единого окна» нет. Само понятие «единого окна» в Таможенном кодексе таможенного союза (включая проект его изменений) отсутствует.

Совет Евразийской Экономической Комиссии в Решении №23 от 28 апреля 2014 года просил Правительства государств-участников Таможенного Союза до 1 июля 2014 года определить уполномоченные ФОИВ, ответственные за внедрение механизма «единого окна». В Республике Беларусь, Республике Казахстан ответственные министерства назначены. В Российской Федерации – нет.

29 мая 2014 года решением №68 Высшего Евразийского Экономического Совета были одобрены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (далее – «Основные направления»). В «Основных направлениях» декларируется необходимость определения государствами-членами уполномоченного органа и принятия концепции развития механизма «единого окна»:

До настоящего времени в Российской Федерации нет ни уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию национального механизма «единого окна», ни концепции развития механизма «единого окна», ни национальной программы (указ Президента, постановление Правительства РФ) о разработке в Российской Федерации системы межведомственного информационного взаимодействия на основе механизма «единого окна» и единого для всех ГКО (ФОИВ) перечня документов и сведений.

Вместе с тем на разработку национального механизма «единого окна» с 2008 года Российской Федерацией ежегодно выделяются значительные бюджетные средства по линии Таможенного Союза, ЕврАзЭс, ФТС, Минкомсвязи, и других разработчиков. На что они расходуются и следит ли кто-либо за эффективностью их использования, - никому не ведомо.

Владимир Коростелев
Руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска через государственную границу Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту
Директор проекта Single Window "Группы Морской Экспресс"
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Новости ФТС РФ
  • Предварительное информирование:мифы и реальность.
  • Предварительное информирование :за и против.
  • Новости ФТС РФ
  • Новости ФТС РФ


  • все комментарии модерируются системой Disqus
    Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает