"Застряли на первой опоре"Анастасия Чурсина Эксперт НП «ГПУ ВЭД» » Консультационные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности во Владивостоке
Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Информация » Таможня » "Застряли на первой опоре"Анастасия Чурсина Эксперт НП «ГПУ ВЭД»
"Застряли на первой опоре"Анастасия Чурсина Эксперт НП «ГПУ ВЭД» Информация » Таможня
Вопрос о том, насколько "Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли", единодушно принятые руководителями национальных таможенных администраций 166 стран - членов ВТО (Всемирной торговой организации- ред. наша) 23 июня 2005 года, соответствует методам работы и практике взаимодействия российской таможни и представителями деловых кругов рассматривается в новой статье Анастасии Чурсиной (постоянный автор TKS.RU)
Объективно оценить насколько наше российское законодательство соответствует нормам и правилам ВТО достаточно непросто. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли - вообще не совсем понятные для российского ума термины. «Опоры», «стандарты», «технические спецификации и рекомендации для таможенного администрирования» - все это звучит очень демократично, однако вопрос о том, каким образом образом наше законодательство должно быть приведено в соответствие к этим не имеет четкого ответа.
Стандарт 4 - Системы управления рисками
Таможенная администрация должна создать систему управления рисками с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему.Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов,а также определения наиболее эффективных методов работы.
Не будем показывать пальцами, но в одном российском таможенном управлении так совсем не считают. Некое РТУ систематически отмечает в своих решениях, что проведение, например, осмотра с ИДК возможно и в том случае, если не был выявлен профиль риска, предусматривающий в качестве меры по минимизации рисков таможенный осмотр с применением ИДК, ссылаясь при этом на пункт 15 ведомственной Инструкции «О действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов», утверждённой Приказом ФТС России от 09.12.10 №2354(далее Инструкция), несмотря на положения ТК ТС(статья 94) о том, что «При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками».
Не принимаются во внимание ни пункт 3 ст.161 ФЗ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» №311-ФЗ от 27.11.10 (далее - ЗоТР) о том, что «При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба», ни статья 174 ЗоТР о том, что «таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом положений, установленных настоящим Федеральным законом».
Более того, в соответствии с пунктом 12 той же Инструкции «таможенный осмотр с использованием ИДК проводится в случае выявления риска (рисков), содержащегося (ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК».
«Здесь играем, здесь не играем» получается? В законотворческих кругах это называется: контекстное толкование без взаимосвязи и совокупности норм, что несёт риск произвола со стороны должностных лиц таможенных органов и развитию коррупции. Опять же не показывая пальцами ни на кого, скажу, что по слухам «отход» от контекстного к объективному толкованию стоит 1000 рублей с контейнера, а иначе, как говорят юристы, у предпринимателя возникают существенные издержки при осуществлении экономической деятельности.
Стандарт 8 - Показатели эффективности
Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов,… а также положительные и отрицательные результаты….
Необходимо справедливо отметить, что согласно того же пункта 15 той же Инструкции начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несёт персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.
Однако, это неприятное слово «однако», фактические обстоятельства свидетельствуют о совсем другом:
По словам одного из предпринимателей, за весь период осуществления его предприятием внешнеторговой деятельности осмотр с ИДК проводится на уровне 80% от всего массива, приходящего в его адрес импортного груза, и за все время проведения таких осмотров ни разу не было выявлено нарушений. Ни на один из запросов предпринимателя в контролирующую таможню не было представлено информации о том, что контроль за эффективностью принятых решений осуществляется начальником таможни, начальниками таможенных постов. Ни разу не было срабатывания системы управления рисками до принятия решения о проведении таможенного осмотра с применением ИДК.
Учитывая явную неэффективность решений неназванного таможенного органа о проведении таможенного осмотра с применением ИДК в отношении товаров, и отсутствие оснований для таких решений, предприниматель выражает обоснованное сомнение в том, что такие решения направлены на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, а не представляют собой один из примеров злоупотребления полномочиями.
Кстати такая информация подтверждается и Северо-Западным таможенным управлением (далее - СЗТУ), на сайте которого в общем доступе имеется информация о том, что «в 2012 году таможенными постами региона активно применялись ИДК, что позволило осмотреть более 270 тысяч товарных партий, перемещенных через таможенную границу ТС в регионе их деятельности. Исходя из анализа полученных изображений произведено 1 426 таможенных досмотров, по результатам которых возбуждено 812 дел об АП и 1 уголовное дело».
В процентном соотношении это выглядит следующим образом:
по результатам ИДК
проведён досмотр – 0,53% случаев;
возбуждено АП – 0,3 % случаев;
доля возбуждённых УД настолько незначительна, что выразить её возможно только как 1 из 270 000.
Итак, очевидный факт неэффективности проведения таможенного осмотра с применением ИДК дает основания полагать, что принятие таможнями решений о проведении данной формы таможенного контроля на основании собственных убеждений, а не системы управления рисками, возможно, имеет место и в СЗТУ.
Стандарт 10 – Морально-этические качества персонала
Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм,а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними.
Поскольку «грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов»(пункт 3 статьи 108 ТК ТС), расходы, связанные с перемещением товара в целях таможенного контроля возлагают на участников внешнеэкономической деятельности дополнительные неоправданные издержки, связанные с перемещением контейнеров с товарами в зону таможенного контроля (место нахождения ИДК) и обратно, что противоречит основополагающим принципам деятельности таможенных органов России, закреплённым статьей 11 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» №311-ФЗ от 27.11.10 года, а именно: принципам «предсказуемости действий и понятности требований» и «недопущения возложения на участников ВЭД неоправданных издержек».
Но тысяча рублей есть тысяча рублей, хотя мы, конечно, знаем об этом только по слухам, и «человек слаб», поэтому ожидать от неназванного таможенного органа самостоятельного отказа от явного нарушения было бы не разумным. А вот почему его действия поддерживаются неназванным РТУ, в нарушение принципа законности при осуществлении ведомственного контроля в порядке ст.24 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» №311-ФЗ от 27.11.10 года, вопрос остается открытым.
Как бы мы не назвали с вами все вышеизложенное – произвол или чрезмерность, избыточность или коррупция, необоснованность или неэффективность, любое из определений не свидетельствует о вкладе российских таможенных органов в укрепление первой опоры рамочных стандартов безопасности ВТО. Опоры, название которой: «система соглашений между таможенными администрациями»., что же тогда говорить о второй опоре – «партнерские отношения между таможенными администрациями и предпринимательским сообществ.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Вопросы по таможенному контролю
  • Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
  • Обзор судебной практики ДВТУ 2012 г.
  • Вопросы по таможенному контролю
  • Презумпция добросовестности бизнеса


  • все комментарии модерируются системой Disqus
    Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает