Предварительное информирование:ожидания бизнеса. » Консультационные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности во Владивостоке
Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Информация » Таможня » Предварительное информирование:ожидания бизнеса.
Предварительное информирование:ожидания бизнеса. Информация » Таможня
Предварительное информирование:ожидания бизнеса.
Ряд публикаций, посвященных введению обязательного предварительного информирования, напоминает эпизоды из фантастической саги "Сумерки". Директор НП "Гильдия профессиональных участников внешнеэкономической деятельности" Роман Козлов предлагает разобраться в том, насколько объективно отражает ситуацию с введением обязательного информирования статья «В Таможенном союзе сбоит электронная система», опубликованная в "Известиях"
На мой взгляд в статье, опубликованной в "Известиях", слишком много мрачной фантастики, приведенной на фоне двух достоверных фактов. Хотя на деле ситуация выглядит вполне традиционно для наших российских условий. Но для очистки совести все-таки давайте спросим: может кто-то не знал, что будет именно так?
Предлагаю разобрать сочинение «В Таможенном союзе сбоит электронная система» по полочкам. Кому интересно, - откинулись в креслицах, включили анализаторы и поехали. В смысле начали...
Мы в тренде…
Начнем от общего к частному. ПИ широко используется в таможенных и пограничных службах во всем мире, прежде всего для систем оценки рисков или управления рисками, в общем комплексе мероприятий по защите граждан от терроризма, эпидемий и все такое… Вполне очевидно, чтобы иметь статус державы с развитой экономикой, необходимо соответствовать ряду критериев, гармонизировать и упрощать таможенные процедуры и т.п. Короче, нужно соответствовать….
Опыт Европы при введении ПИ также был не безоблачен. Вот и наши соседи финны за отсутствие ПИ в пункте пропуска поначалу перевозчику «грозили пальчиком», а чуть позднее стали выдворять транспортные средства, не обеспеченные ПИ, за пределы МАПП. Таким образом, все быстро нормализовалось.
Совсем другое дело, что предварительная информация должна способствовать беспрепятственному прохождению пункта пропуска, сжимая время контроля до нескольких минут при использовании автоматизированной системы управления рисками. Если ПИ настроено таким образом, то и затраты бизнеса по обеспечению вводимой процедуры были бы с лихвой окупаемы временными показателями, т.е. увеличением оборачиваемости процесса и ощущением комфортности в отношениях государственного контроля – бизнес-процесса.
Для полного понимания обратимся к статистике проведения досмотровых операций по срабатыванию СУР: среднегодовой показатель США – чуть больше 1%, в среднем по странам с развитой экономикой - не более 4-6%. В одном из обзоров говорилось о дурном тоне в случаях более 8% досмотра. Вспомним данные Минэкономразвития РФ – в России 44% с оценкой «тотальный досмотр», причем до 10% повторно. И это неудивительно, когда СУР настроена на постоянное повышение таможенной стоимости почти по всему перечню товаров, монитор инспектора всегда будет утыкан «красными флажками».
Остается надеяться на то, что после вступления в ВТО таможенное администрирование в этой части будет вынуждено меняться в сторону мировых стандартов.
Юридические детали
Попытки наезда на таможенную службу России за решение введения обязательного предварительного информирования таможенных органов о прибытии товаров не совсем справедливы, поскольку ПИ вводилось решением Комиссии таможенного союза. Совсем другое дело, как данное решение реализовано на практике.. А здесь уже не обойтись без национальных особенностей. Союз союзом, а денежки врозь, впрочем, как и внутригосударственные подходы к реализации предварительного информирования. Вот и первый недостаток: отсутствие унификации программных средств у участников таможенного Союза, и сразу - второй: различие подходов в процедуре предоставления ПИ.
Не вдаваясь в детали отметим, что предварительную информацию необходимо подавать в таможенный орган того государства члена ТС, через территорию которого товар будет ввезен и, следовательно, использовать соответствующий программный комплекс.
Естественно будет предположить, что вопрос унификации программных средств и самих подходов в странах ТС должны быть ближайшее время идентифицированы. Вот тут есть ряд вопросов.
Портал ФТС - что это?
А вот с этого момента начинается непонятное... Для портала госучреждения отсутствует ряд необходимых элементов: по мнению экспертов статус легитимности данного программного комплекса ничем не подтвержден. Нам не удалось найти нормативный акт, вводящий портал предварительного информирования ФТС РФ в эксплуатацию. Нет упоминаний о нем и на сайте госзакупок. До введения обязательного ПИ в ряде комментариев должностных лиц таможенных органов различного уровня звучало, что портал работает в тестовом режиме. Позвольте, уважаемые, а после 17 июня? В рамках государственного регулятора таможенного дела мы с чем работаем? Вопрос!
Теперь от общих комментариев перейдем к обещанному разбору полетов. Берем цитату: Заместитель гендиректора ООО «Траско» (транспортно-экспедиционная компания) Александр Шилинчук не исключает, что сбои в системе ФТС могут быть связаны со злоупотреблениями брокеров и сотрудников таможенных органов на погранпереходах.
Смею предположить, в данном случае имеет место некорректный редакторский перевод слов профессионала на общедоступный язык (кто имеется ввиду под понятием «брокеры» неясно: то ли таможенные представители, то ли информационные операторы или все под подозрением?). И самое главное - достаточно трудно представить себе злоупотребления по созданию сбоев в системе (если только не поход в «Дьютик»). Это что, безумный сотрудник обесточил пункт пропуска или «брокеры» применили спам-машину для забивания собственного канала передачи данных. Непонятно… Но у обывателя уже начинает складываться неблагоприятное мнение.
Следующий абзац призван окончательно надломить психику читающего: «Требуется слишком подробная предварительная информация. На это уходит лишнее время и возникают проблемы с защитой персональных данных, поскольку электронные базы недостаточно защищены. Брокеры могут начать продавать базы клиентов с подробнейшей информацией о грузах, их получателях и отправителях».
Смысловая нагрузка сводится к двум тезисам:
- намек на чрезмерную подробность ПИ и как следствие увеличение времени на заполнение документов. Согласен: много!
Издержки процесса быстрого перехода на капиталистические рельсы и недоверие государства в лице таможенной службы к неокрепшему в сознательном отношении бизнесу. Это дело поправимое и об этом позже. Если говорить о технической стороне формирования пакетов ПИ, то у профессионалов (информационных операторов) в программных комплексах предусмотрены подстановочные поля, из которых однажды введенная информация автоматически извлекается. В подобных случаях однородные партии товаров оформляются с расчетом платежей в три-пять минут (лично проверял). Одно слово - профессионалы!
- намек на незащищенность информации и возможность ее продавать. Очень уж ангажировано выглядят подобные заявления о возможности "слива" брокерами информации коммерческого характера. (Пока в интернете и на рынках продают базы данных ФТС. И с подобным лотом не смогут тягаться менее привлекательные предложения. Грубый пример, но маркетологи бы оценили). И самое главное: уместно будет напомнить авторам подобных заявлений о порядке подключения информационных операторов к Центральному информационно-техническому таможенному управлению (ЦИТТУ) по приказу 52, а также о том количестве мероприятий и процедур по защите информации, которые они обязаны осуществить для входа в бизнес. И еще одна очень важная деталь: все сообщения информационных операторов с предварительной информацией подписываются электронной подписью в отличие от портала ФТС. А это уже признаки юридической значимости, когда по сообщению можно определить время отправки и кем оное сформировано и отправлено.
А тем временем пока читатель близок к состоянию полной подавленности авторы предъявляют контрольные аргументы.
«На границе тучи ходят хмуро…»
Цитирую: «рост расходов на брокеров, оказывающих услуги в оформлении документов. Цены их услуги составляют от 1 до 5 евро за один код товара. «У нас был груз на 45 разных групп товаров. Предварительное информирование через брокеров в Бресте с отправкой туда копий документов обошлось нам в 49 евро. Однако на границе выяснилось, что оформление сделано неверно, и нашему водителю пришлось оформляться у этого же брокера с оригиналами документов для всех партий груза, но уже за 240 евро. Фактически пришлось сделать 7 уведомлений для одного грузовика!»
В данном абзаце речь идет о городе на юго-западе Белоруссии, административном центре Брестской области и Брестского района с населением 310,8 тыс, который не попадает под юрисдикцию РФ. Однако напрашиваются следующие комментарии, типа: «сами, небось, не бесплатно возите», «увольте своих юристов, и тогда вам будут должны за ошибки», «делайте все сами»…. Вот как то так…
А сейчас классика выбивания слезы с использованием цитат руководства: «Нас атакуют перевозчики с просьбой оградить их от навязывания услуг коммерческих посредников в пунктах пропуска, которые влекут для них серьезные дополнительные затраты, – говорит замруководителя департамента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Виталий Шаманов. - Еще в 2006 году Владимиром Путиным было указано на недопустимость сращивания интересов коммерческих структур и государственных чиновников в пунктах пропуска. В 2008 году правительство приняло решение, не предусматривающее такой вид деятельности, как оказание платных околотаможенных услуг в пунктах пропуска. В результате коммерческие структуры должны быть выведены из пунктов пропуска».
Вот прям ком к горлу подступил…. Вы там еще живы после атаки мощной атаки перевозчиков? Тогда ответе на вопрос: как можно навязать ненавязываемое??? У Вас столько альтернатив! Рассмотрим все имеющиеся варианты:
- самое правильное обратиться к профессионалам, то есть к информационным операторам. По аналогии с вашим бизнесом перевозок: мы тоже не сами товары возим, а обращаемся к вам -профессионалам по перевозкам и экспедированию!!!
- обучить сотрудников компании и совершенно бесплатно подавать информацию через портал ФТС. А там, как говорится, как карта ляжет…
- подать информацию с сопредельной стороны. На Северо-Западе России это давно эффективно работает.
- и наконец, подарок от государства: на каждом пункте пропуска оборудованы бесплатные рабочие места с доступом в портал ФТС. Предварительно обучив водителей основам работы на ПК, правилам использования портала ФТС, а также основам ВЭД, можете рассчитывать, что в любой сбойной ситуации на пункте пропуска ваш героический водитель всегда сумеет вновь внести потерянную ПИ или скорректировать ее в случае сбоя.
Если говорить вполне серьезно, то наличие информационного оператора на границе, оказывающего телематические (разрешенные Постановлением Правительства) услуги связи, в настоящее время - единственная возможность всё исправить. Большая часть перевозчиков считает это очень удобным, когда деньги за услуги перечисляются безналом в конце месяца по согласованным актам, и ни какой водитель не посмеет соврать директору, что был вынужден заплатить наличными за то-то и то-то, и нет коррупционной составляющей. Будем откровенны, что подобная система работы будет единственной палочкой-выручалочкой еще некоторое время.
«Ну все, давай до свиданья»
Что касается, языка заполнения, то проблема поднятая начальником таможенного отдела IKEA в России Юлией Гертель вполне актуальна (в месяц компания получает более 1000 грузов): «иностранным перевозчикам затруднительно оформлять декларации на русском языке. «Сложности возникают как у получателя, так и у отправителя».
Объективно говоря, таможенная служба любого государства не обязана «воспринимать» десятки иностранных языков, с другой же стороны международный английский - вполне естественно. Скорее всего, данная задача будет решена ФТС позднее. Финны тоже не сразу доработали свои программные комплексы.
Да, действительно, введение ПИ, в настоящее время служит интересам только ФТС. Мы должны понимать, что изменение системы управления рисками, то есть ее полная автоматизация и исключение возможности инспектора вмешиваться в процесс, когда риски «не выданы» системой с незамедлительным завершением таможенного контроля, в конечном итоге позволят бизнесу экономить время, а значит и деньги, сделав в итоге предварительное информирование полезным всем.

Роман Козлов
Директор НП "Гильдия профессиональных участников внешнеэкономической деятельности"

Ключевые теги: ПИ и ФТС Росии
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Предварительное информирование: за и против
  • Предварительное информирование:мифы и реальность.
  • ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛО ...
  • Предварительное информирование на море – заставляют добровольно
  • Новости СМИ о таможне 16-18.06.12 г.


  • все комментарии модерируются системой Disqus
    Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает