Новости ТК ТС » Консультационные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности во Владивостоке
Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Информация » Таможня » Новости ТК ТС
Новости ТК ТС Информация » Таможня
Понятие «таможенная процедура» в таможенном законодательстве Таможенного союза (ТС)
Новости ТК ТС
Предметом правового института «таможенная процедура» являются правовые нормы, установленные таможенным законодательством ТС, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе выполнения действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза
Основной принцип, который должен быть в данном случае соблюден, – это установление в отношении перемещаемых товаров при их очистке одной из процедур, предусмотренных таможенным законодательством ТС.
Правовая категория «таможенная процедура» определяет принципиальную возможность для лица быть участником таможенных правоотношений, а правовой статус товаров, к которым применена таможенная процедура, установленная Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), определяет границы прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Таможенные процедуры представляют собой совокупность условий (правил), определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.
Термин «procedure» (процедура) – это основополагающий термин Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года (далее – Конвенция). Отмечу, что большая часть положений Конвенции как раз и посвящена описанию тех или иных процедур.
Следует сказать, что положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволяет достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнесом.
Конвенция, которую по месту подписания также называют Киотской, является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного регулирования. Ее положения ориентированы на стимулирование внешнеторговой деятельности посредством упрощения таможенных формальностей при применении таможенных процедур, а также обеспечение интересов государства и общества.
Напомню, что Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию в 2009 году (Закон Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 24 февраля 2009 года). Это положительно сказалось на разработке норм проекта ТК ТС. Беларусь и Россия присоединились к Конвенции позже, что и позволило создать надежные правовые условия построения и унификации таможенного законодательства государств – членов ТС.
Как известно, таможенные процедуры регламентируются ТК ТС. Кроме того, процедура свободной таможенной зоны устанавливается отдельным Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободная таможенная зона от 18 июня 2010 года. Процедура свободного склада устанавливается Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от той же даты. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства – члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 329.
Анализ норм ТК ТС, регулирующих правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, основанный на практике их применения, позволяет сделать вывод об их определенной самостоятельности. У специалистов есть основания выделить их в качестве взаимосвязанных норм, которые регулируют самостоятельную совокупность общественных отношений, то есть являются правовым институтом таможенного законодательства Союза. Отметим, что правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, подробно регламентированы, поэтому их участники могут действовать только в рамках норм, установленных в таможенном законодательстве ТС.
Таможенные процедуры непосредственно оказывают влияние на экономику хозяйственной деятельности и в конечном счете - на конкурентоспособность предприятий на внешних рынках. Это вызывает необходимость правильного применения норм таможенного законодательства ТС как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.
Порядок применения таможенных процедур и их нормативное регулирование обуславливается объективной необходимостью обеспечения государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу ТС, а также за применением запретов и ограничений при перемещения товаров. Таможенные процедуры имеют свою предметную обособленность, которая проявляется достаточно наглядно.
Пользование и распоряжение товарами связано с их ввозом или вывозом, что предполагает определенную цель их дальнейшего использования. Допускаемые цели использования перемещаемых товаров нашли свое отражение в достаточно широком перечне видов таможенных процедур. При этом следует помнить, что особенности применения отдельных таможенных процедур не исключают осуществления таможенного контроля и после выпуска товаров, например их переработка на таможенной территории, так как товары не приобретают статус товаров ТС.
В таких случаях таможенный контроль соблюдения условий процедур проводится таможенными органами государства – члена ТС, на территории которого товары выпущены. В случае когда они выпущены таможенным органом одного государства – члена ТС, но находятся на территории другого Союзного государства, тогда таможенный контроль осуществляется в соответствии с положениями, регулирующими взаимную административную помощь, содержащимися в главе 17 ТК ТС.
Отмечу, что подпункт 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами. Таким образом, требования и условия характеризуют каждую таможенную процедуру, которые подлежат соблюдению при выполнении действий, входящих в содержание процедуры, но предварительно необходимо раскрыть содержание указанных понятий.
При этом положением пункта 2 статьи 248 ТК ТС предусматривается, что в случае ввоза для гарантийного ремонта в неисправном виде частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта, товары ТС, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с ввезенными товарами, рассматриваются как эквивалентные товары, то есть без учета состояния их исправности и (или) изношенности.
Вместе с тем представляется, что применение данного положения только в случае ввоза товаров для гарантийного ремонта является неоправданным ограничением. Следует учитывать, что жизненный цикл некоторых видов конструктивно-сложных агрегатов, например авиационного двигателя, составляет 10-15 лет; вертолета - 30 и более лет. Это существенно превышает гарантийный срок (не свыше 1,5 и 3 лет соответственно), в то время как осуществление надежного послегарантийного обслуживания является важной составляющей конкурентоспособности авиационной техники на внешнем рынке. В этой связи представляется целесообразным абзац второй пункта 2 статьи 248 ТК ТС дополнить словами «в пределах жизненного цикла указанных товаров».
Однако пунктом 2 статьи 266 ТК ТС установлен не подлежащий расширительному толкованию перечень операций, которые не могут быть отнесены к операциям по переработке. Фактически же в данный перечень могут быть включены и такие операции, как упаковка, расфасовка, сортировка товаров и тому подобные операции, поскольку их применение не соответствует содержанию таможенной процедуры переработки на таможенной территории.
Исходя из складывающейся в ТС правоприменительной практики вышеприведенных норм, представляется целесообразным изучение вопросов, связанных с возможностью предоставления КТС полномочий определять дополнительный перечень операций с товарами, которые не могут относиться к операциям по переработке в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления.
Таким образом, правильный выбор соответствующей таможенной процедуры имеет большое практическое значение и экономическое влияние на результаты деятельности предприятия. Так, предприятие ввозит какое-то количество товаров, комплектующих, которые пойдут на изготовление конечного продукта, например конструктивно-сложных агрегатов, часть из которых в дальнейшем будет использована на таможенной территории ТС, часть реализована за ее пределы. При этом какие-то изделия ввозятся для исследовательских целей. В случае заявления таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, прежде всего необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, которые могут быть весьма значительными. Представляется, что, учитывая цель ввоза товаров, можно выбрать процедуру временного ввоза, которая предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, или процедуру переработки на таможенной территории ТС. Она также предусматривает при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Союза освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обобщая изложенное, следует признать незыблемым факт того, что применение таможенных процедур «позволяет в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств применять к ним различные инструменты правового регулирования. Это позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей».
Рустем КАСЫМБЕКОВ,
директор Департамента таможенного администрирования Секретариата КТС,
Журнал «Таможенные новости»
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Необходимость уплаты сборов за таможенное оформление ввозимой рыбопродукции
  • Таможенное декларирование ввозимой продукции морского промысла.
  • Таможенное декларирование судовых запасных частей
  • Оформление запчастей
  • Таможенные консультации


  • все комментарии модерируются системой Disqus
    Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает