 |
 Внедрение с 17 июня 2012 года обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, является предметом активного обсуждения среди участников ВЭД. Существуют опасения, что практическая реализация данного нововведения в первое время не только не ускорит процесс перемещения грузов через таможенную границу, а, наоборот, создаст дополнительные барьеры для товарооборота Стратегические цели предварительного информирования должны быть понятны как таможенным органам, так и участникам ВЭД. Во-первых, предварительное информирование внедряется в целях обеспечения национальной безопасности, при этом являясь основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли Всемирной таможенной организации. Во-вторых, предварительное информирование способствует реализации курса на улучшение показателей России в рейтинге инвестиционной привлекательности Всемирного банка Doing Business. Вместе с тем, существуют опасения, что практическая реализация данного нововведения в первое время не только не ускорит процесс перемещения грузов через таможенную границу, а, наоборот, создаст дополнительные барьеры для товарооборота. Не секрет, что таможенные службы государств-участников Таможенного союза имеют разную степень готовности к реализации технологии предварительного информирования, информационные системы трех государств в части предварительного информирования не интегрированы друг с другом. Скорость внедрения предварительного информирования не соответствует готовности таможенных информационных систем получать и обрабатывать предварительную информацию. Представителями таможни и предпринимателями озвучены следующие проблемы реализации технологии предварительного информирования, существующие на сегодняшний день. Из-за отсутствия единой базы данных Таможенного союза представление предварительной информации осуществляется через портал той страны, границу которой пересекает транспортное средство. Например, если транспортное средство пересекает таможенную границу Республики Беларусь, то предварительная информация вводится через белорусскую систему предварительного информирования. Причем в Республике Беларусь за подачу предварительной информации взимается плата, и предварительная информация должна подаваться на конкретный таможенный пост. Если транспортное средство прибывает на другой таможенный пост, предварительную информацию приходится вносить и оплачивать повторно. Если въезд транспортного средства осуществляется через Республику Казахстан, то предварительная информация должна вводиться через казахстанскую систему. Однако в настоящее время нет информации о степени готовности портала предварительного информирования в Казахстане. Если въезд транспортного средства осуществляется через российскую границу, то предварительная информация представляется через портал ФТС России «Электронное предоставления сведений», либо с использованием программных средств (например, МСАТ TIR-EPD, Альта и пр.). Предварительная информация включает сведения, в том числе, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Участники ВЭД при этом иногда сталкиваются с проблемой несоответствия кодов Гармонизированной Системы в иностранных документах и кодов ТНВЭД ТС, в соответствии с которыми будет осуществляться декларирование товаров в Таможенном союзе. Таможенная служба рекомендует при подаче предварительной информации применять именно коды ТНВЭД ТС. Однако в этом случае возникают расхождения между предварительной информацией и информацией, содержащейся в товаросопроводительных документах, следствием чего являются дополнительные меры по таможенному контролю. ФТС России озвучена следующая статистика по применению предварительного информирования: 5% сведений представляется через портал официального сайта ФТС России, 30% - с использованием программных средств, 60-65% предварительной информации подается непосредственно в пунктах пропуска. Отсюда напрашивается вывод, что на сегодняшний день предварительная информация подается не «предварительно», а уже по прибытии транспортного средства на таможенную границу Таможенного союза. Это свидетельствует о том, что не выполняется главное условие предварительного, а именно, заблаговременного информирования таможенных служб о прибытии грузов на таможенную территорию Таможенного союза в целях обеспечения безопасности и ускорения прохождения грузов через таможенную границу. В этом случае процедура предварительного информирования теряет смысл и не позволяет полностью использовать преимущества электронной таможни. Следует также упомянуть о несовершенстве работы системы управления рисками (СУР). До тех пор, пока СУР не позволяет оптимально определять выявлять группы риска и товары группы риска, невозможно эффективно использовать предварительную информацию. Незначительные расхождения технического характера в поданной предварительной информации с информацией, содержащейся в товаросопроводительных документах, практически неизбежны. Однако такие расхождения могут повлечь за собой неадекватные меры в виде таможенного контроля в полном объеме в отношении товаров, ввозимых добросовестными участниками ВЭД, что также свидетельствует о несовершенстве действующей СУР. Предварительная информация должна анализироваться с целью предоставления добросовестным участникам ВЭД возможности беспрепятственно выпускать грузы. Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что для эффективного использования предварительной информации необходимо следующее: - налаживать информационное взаимодействие как внутри таможенных ведомств каждого государства, так и совместимость информационных систем государств-участников Таможенного союза. - оптимизировать систему управления рисками таможенных органов, использование предварительной информации должно быть максимально эффективно для обеспечения выборочности таможенного контроля. Конечно, в условиях глобализации мировой экономики российская таможенная служба не должна отставать от таможенных служб зарубежных стран. Предварительное информирование является частью формируемой системы электронной таможни и должно обеспечить скорость и качество совершения таможенных операций. Следует учитывать, что реализация предварительного информирования является двухсторонним сотрудничеством государства и бизнеса, в его успешной реализации должны быть заинтересованы все участники процесса. TKS.RU Ключевые теги: ПИ и ФТС Росии |
 |