Таможенное оформление морских биоресурсов » Консультационные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности во Владивостоке
Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Таможенные вопросы » Таможенное оформление морских биоресурсов » Таможенное оформление морских биоресурсов
Таможенное оформление морских биоресурсов Таможенные вопросы » Таможенное оформление морских биоресурсов
Проблемные вопросы таможенного оформления морских биоресурсов.
Правовой анализ некоторых проблем таможенного оформления и таможенного контроля
рыбопромысловых судов, связанных с применением
таможенного режима перемещения припасов
Доклад на «круглом столе» ВФ РТА г. Владивосток
10.12.2009 г.
Данилин К.Н.


Работа содержит подробное изучение позиций и аргументов сторон
по конкретным арбитражным делам, связанным с содержанием и
использованием товаров, помещенных под таможенный режим
перемещения припасов.
2010 г.
Доклад на «круглом столе» ВФ РТА 10.12.2009 г.

Содержание
Введение
1. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие режим перемещения припасов: Международные конвенции, Таможенный кодекс РФ, Федеральное законодательство, Постановление Правительства РФ, приказы ФТС РФ.
2. Правовые последствия передачи топлива российскими морскими судами за пределами таможенной территории РФ, на иные суда для обеспечения их нормальной эксплуатации. Правовой анализ оснований для привлечения судовладельца по п.6 ст.266 ТК РФ.
3. Использования топлива и ГСМ, помещенных под режим перемещения припасов, при осуществлении производственной деятельности в территориальных водах РФ. Правовой анализ оснований для привлечения перевозчика.
Приложение:
- блок-схемы нормативной базы по регулированию режима перемещения припасов ( № 1-6);
- образцы документов, разъясняющие применение в отношении судовых припасов, запретов и ограничений (приложение 7,8)
- сводная таблица аргументов сторон в арбитражном споре по передаче топлива за пределами таможенной территории РФ (приложение9)

Введение
Политика России в области морского транспорта, направлена прежде всего, на создание условий для стабильного роста объемов морских перевозок, среди которых важнейшее место занимают уменьшение издержек транспортных компаний в морских портах. От уровня конкурентоспособности морского транспорта и развития морских портов России зависит интеграция России в мировую транспортную систему и состояние многих смежных от-раслей экономики.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 марта 2002 г. № 169 «О федеральной целевой программе "экономическое и социальное развитие дальнего востока и забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" закрепило свои основные цели экономического развития региона, а именно:
создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации;
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества;
обеспечение эффективного выполнения федеральных целевых программ, реализуемых в регионе.
Государственные органы, осуществляющие государственный контроль в отношении морских транспортных средств, могут стать весомым фактором реализации поставленных задач, в зависимости от вектора приложения своих сил.
Таможенные органы страны, в функции которых возложено также, «создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможен-ную границу РФ» ( п.1 ст. 403 ТК РФ), обладают значительными силами и средствами для реализации данного положения. Большое значение приобретает правильное направление применения административного ресурса. «…деятельность таможенных органов ДВ региона должна быть ориентирована на организацию таможенного контроля- в равной степени эффективного и оперативного. ( Из решения коллегии ДФТУ от 19.06.2009 г., приказ ДВТУ от 10.07.2009 г. № 397)
Руководитель ФТС РФ А. Бельянинов в качестве приоритетных задач на 2009 г. назвал, наполнение государственного бюджета, в условиях, когда из-за экономического кризиса снижается товаропоток. (из материалов коллегии ФТС РФ по итогам работы в 2008 г. и задачам таможенной службы РФ на 2009 г.).
Изменения, внесенные в ФЗ-166 от 20.12.2004 г. и Постановление Прави-тельства РФ № 184 от 19.03.2008 г. привели к значительному увеличению объема перемещаемой продукции морского промысла.
8 октября 2009 г. Консультативный совет при Дальневосточном таможенном управлении рассмотрел практику таможенного оформления и таможенного контроля выловленных водных биоресурсов и произведенной из них продукции, а также возникающие при этом проблемные вопросы.
Выступивший с докладом на заседании Консультативного совета президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев отметил, что «российская рыболовная отрасль – это единственная отрасль народного хозяйства, налоговая нагрузка на которую в нынешнем году возросла. Именно так следует понимать таможенные платежи, которые составляют не менее четверти чистой прибыли отрасли в текущем году, которая составил 8,3 млрд. рублей. Поэтому рыбаки ждут от таможенных работников четкости и безукоризненности в оформлении продукции».
Вопросы, связанные с применением режима перемещения припасов, как не-разрывная составляющая морских перевозок, в последнее время, достаточно часто фигурируют среди спорных, между таможенными органами и представителями бизнеса. Некоторые таможенные органы, наработали устойчивую административную практику, объектом которых выступает судовое топливо, продукты питания иные предметы, отнесенные к припасам. В других таможенных органах данная категория административных правонарушений носят эпизодический характер. Решения арбитражных судов носят противоречивый характер, в зависимости от территориальной подсуд-ности рассмотрения дел.
В этих условиях участники ВЭД (судовладельцы) вынуждены учитывать требования того таможенного органа в регионе, которого производится таможенное оформление убытия или прибытия морского транспортного средства. Конечно, если перевозчик знаком с особенностями таможенного оформления именно этого таможенного поста, проблем, как правило, не возникает. Однако морские перевозки, как правило, предполагают широкую географию деятельности. Зачастую судовладелец не может планировать портозаходы только в «знакомые» ему по требованиям таможню. Административная практика по делам, предметом которых выступают судовые припасы, показывает, что именно неопределенность позиции таможни, по вопросам таможенного оформления и контроля, во многом, создают предпосылки для таможенных правонарушений.
В качестве примера, можно привести текст письменного обращения одного участника ВЭД (ООО «И») в ФТС РФ. «В настоящее время, к сожалению, отсутствует единая практика применения и толкования п. 6 ст. 266 ТК РФ. Например, Находкинская таможня рассматривает передачу судовых припасов за пределами таможенной территории РФ, с одного судна на другое, без разрешения таможенного органа, как, административное правонарушение и уголовное преступление (контрабанда). Должностные лица не имеют общей точки зрения, в результате участники ВЭД получают различные пояснения и разъяснения, в зависимости от того, какое должностное лицо подготовило ответ.
Учитывая вышеизложенные доводы, убедительно просим подготовить официальный ответ непосредственно от имени ФТС РФ. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности не ставить организацию своей деятельности в зависимость от того, в зоне ответственности какого таможенного органа находится транспортное средство, а также какую точку зрения на данный вопрос имеет то или иное должностное лицо».
Несмотря на внешнюю простоту режима перемещения припасов, за ис-текшее время таможенными органами были приняты несколько решений, к примеру, в отношении перемещения «фреона», применение запретов и ограничений к продуктам питания, загружаемых на морские суда, которые по своей сути, противоречат основным положениям таможенного законодательства. Причем изменение подходов таможенных органов, к данным вопросам произошло на основании разъяснений иных государственных органов. ( приложение 7,8)
Ошибочные решения таможенных органов, это не только прямые убытки судовладельца в виде штрафов по делу об административных правонаруше-ниях. К примеру,
- за передачу топлива за пределами таможенной территории РФ, используемого в качестве припасов и квалифицированного по ст. 16.19 КоАП РФ, судовладельцы платят в виде штрафов от 2 до 4 млн. рублей.
- в 2009 г. за 4 баллона с фреоном, используемым в холодильной установке рыбопромыслового судна, владелец морского средства уплатил в качестве штрафа 100000 рублей.
- за недостоверное декларирование продуктов питания ( 4 булки хлеба и 5 кг. колбасы) на судовладельца наложен штраф, в размере 50000 тыс. рублей.
Как правило, это и косвенные убытки, в связи с простоем судна, а также применением в отношении данного судна более жестких мер таможенного контроля, в дальнейшем.
Перевозчики теряют время, из-за незапланированных простоев, связанных с процессуальными действиями по фиксации административных правонарушений, что сказывается на уменьшении добычи морских биоресурсов и нарушении контрактных обязательств.
Таким образом, к проблемам таможенного оформления и таможенного кон-троля в отношении рыбопромысловых судов можно отнести:
• Отсутствие единого понимания и применения норм права, применительно к таможенному режиму перемещения припасов в различных таможенных учреждениях
• Прямые и косвенные издержки участников ВЭД, связанные с отсутствием единой согласованной позиции должностных лиц таможенных учреждений.
Среди наиболее часто встречающихся вопросов, относящихся к таможенному режиму перемещения припасов, выделим следующие:
-передачa топлива российскими рыбопромысловыми судами иным морским средствам, за пределами таможенной территории РФ
-использование припасов на таможенной территории РФ, без пересечения таможенной границы РФ
Наша задача дать правовой анализ по некоторым типовым ситуациям.

1 . правовое регулирование режима перемещения припасов: ТК РФ, иным Федеральным законодательством, Постановлением Правительства РФ.
При исследовании вопросов, связанных с режимом перемещения припасов, мы постараемся изучать данное явление наиболее полно, всесторонне, с уче-том связей, влияний и взаимосвязей нормативно-правовых актов , т.е. системно.
.Основные понятия и определения таможенного законодательства, относящиеся к таможенному режиму перемещения припасов:
п.5 ч.1 ст. 11 ТК РФ-
транспортные средства-любые морское (речное) судно, которое используется в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортным средством.
Примечание автора:
- топливо, в случае перемещение его через таможенную границу РФ в штатных баках и перемещающееся с транспортным средством не рассматривается в качестве товара, в понятии ТК РФ.
- таможенный кодекс предусматривает применение понятия «транспортного средства» к морским судам, используемых только в международных перевозках. Морские транспортные средства, не осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов, не рассматриваются в качестве транспортного средства, в понятии, используемом таможенным законодательством.
- статьей 280 ТК РФ, законодатель закрепил и категории морских транспортных средств, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров, «морские транспортные средства, временно вывозимые с таможенной территории РФ в целях их использования для промысла водных биологических ресурсов…».

п. 22 ч.1 ст. 11 ТК РФ-
таможенный режим- таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о:
1)государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также
2) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в
3)зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и
4) использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.
Примечание автора:
1.при применении таможенного режима необходимо учитывать законодательство о регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе его, понятийный аппарат, а также, применение в отношении товаров и транспортных средств запретов, предусмотренных данным таможенным режимом. Российские рыбопромысловые судна, осуществляющие свою деятельность за таможенной территорией РФ, без захода в иностранные государства, не попадают в правовое поле законодательства о внешнеэкономической деятельности.
2. таможенные органы должны принимать во внимание цель перемещения товаров и транспортных средств, через таможенную границу РФ. В случае, нахождения топлива на морском судне и использовании его по предназначению ( для обеспечения нормальной эксплуатации) – это режим перемещения припасов. При использовании топлива для иных, не связанных с обеспечением эксплуатации морского судна целями, оно попадает под понятие товар, с соответствующим правовым регулированием.
3. законодатель, указал конкретные случаи, когда применяется понятие, связанное с использованием товаров за пределами таможенной территории РФ.

п. 6 ст. ч.1 11 ТК РФ-
статус товаров и транспортных средств для таможенных целей- наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.
Примечание автора:
Таможенное законодательство такое понятие, как «запреты и ограничения» применяет только в контексте Федерального закона РФ № 164-ФЗ от 08.12.2003 г «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея-тельности». Это закреплено статьей 2 ТК РФ « Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Применительно к таможенному режиму перемещения припасов используется такое понятие, как условия освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов.
П. 1 ст. 266 ТК РФ изложены обстоятельства, при соблюдении которых, не уплачиваются таможенные пошлины при ввозе, в п. 4 ст. 266 ТК РФ при вы-возе.

п.4 ч. 1 ст. 11 ТК РФ-
российские товары подлежат таможенному контролю только при вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной гра-ницы.
Примечание автора:
- данное обстоятельство очень важное при рассмотрении вопросов, связанных с таможенным оформлением рыбопромысловых судов и продукции морского промысла, прибывающих на таможенную территорию РФ.

п. 23 части 1 статьи 11 ТК РФ
под выпуском понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Примечание автора:
1. выпуск товаров свидетельствует о факте завершения таможенного оформ-ления и определяет момент, начиная с которого лицо вправе пользоваться и распоряжаться товарами ( статья 15 ТК РФ)
2. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам прав собственности и приобретено ими на законных основаниях. При этом круг субъектов, находящихся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, не ограничивается частными собственниками, - он включает также осуществляющих свои конституционные права законных владельцев (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").
Следовательно, после того, как российское судно, на котором деклариру-ются на законных основаниях припасы (топливо), оформлено на убытие, произведен выпуск транспортного средства, в режиме временного вывоза. Поскольку таможенное законодательство не ограничивает право пользование и распоряжение топливом, в соответствии с целями, предусмотренными п.5 ч.1 ст. 11 ТК РФ, за пределами таможенной территории РФ, судовладелец вправе воспользоваться своим конституционным правом на его передачу.

Непосредственно режим перемещения припасов регламентируют статьи 264-267 ТК РФ
1-е, - содержание режима перемещения припасов , ст.264 ТК РФ ( прило-жение 1)
Во-первых, товары должны быть использованы на морском судне
Во-вторых, морские суда осуществляют международную промышленную или коммерческую перевозку товаров
В-третьих, суда перемещаются через таможенную границу РФ
В-четвертых, суда могут использоваться и в целях торгового мореплавания ( п. 4 ст. 265 ТК РФ)

2-е, - категория товаров, которые могут помещаться под режим перемеще-ния припасов, ст. 265 ТК РФ (приложение 2)
Во-первых, товары необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов);
Во-вторых, не помещаются под режим припасов запчасти и оборудование

3-е, - условия освобождения от уплаты пошлин и налогов, ст. 266 ТК РФ (приложение 3)
Законодатель по-разному определил правовые последствия применения режима припасов, в зависимости от нахождения судна в состоянии прибытия или убытия с /на таможенной/ую территорию РФ.
Во-первых, при ввозе- необходимое условие, что припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Рос-сийской Федерации. ( п. 1 ст. 266 ТК РФ)
Во-вторых, при вывозе- если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.( п. 4 ст. 266 ТК РФ)
В- третьих, предусмотрена возможность с разрешения таможенного органа временно выгружать, передавать припасы соответственно на другие суда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные настоящим параграфом. ( п. 6 ст. 266 ТК РФ). Положения данного пункта являются основанием для применения в отношении некоторых участников ВЭД административной ответственности ( ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ), в частности, при передаче топлива рыбопромысловыми судами за таможенной территорией РФ без разрешения таможенного органа, на иные рыбопромысловые суда.
Примечание автора:
1. законодатель сделал акцент, на то, что при применении п. 6 ст. 266 ТК РФ, должны учитываться следующие положения:
- морские суда должны осуществлять международные перевозки
- должны быть соблюдены условия, предусмотренные параграфом 3 главы 21 ТК РФ
2. применение данного пункта, если исходить из логики статьи 266 ТК РФ (с учетом, четкого закрепления условий при ввозе и вывозе припасов) может быть только при нахождении судна на таможенной территории РФ, поскольку способов получения разрешения таможенного органа за пределами таможенной территории не установлено, а привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил, связанных с их неточностью запрещено ( п.5, п. 6 ст. 6 ТК РФ)
3. действие таможенного законодательства ограничено таможенной территорией РФ, а ограничений за пределами таможенной территории в отношении припасов ст. 264-267 ТК РФ не установлено.
4. законодатель распределил правовые последствия, в зависимости от особенностей помещения товаров под режим перемещения припасов, при ввозе или вывозе, закрепленных ст. 266 ТК РФ, что полностью совпадает с общими положениями таможенного законодательства.
Единственные ограничения предусмотрены для иностранных товаров, предна-значенные для продажи пассажирам и членам экипажей судов, помещаются под данный режим при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории РФ ( п. 3 ст. 266 ТК РФ)

4-е, - использование припасов, ст. 267 ТК РФ (приложение 4)
Во-первых, на таможенной территории РФ- припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна. ( п. 1 ст. 267 ТК РФ)
Во-вторых, таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных настоящим параграфом, во время нахождения морских (речных) судов, на таможенной территории Российской Федерации. По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.
Примечание автора:
1. Важная особенность, законодатель предусмотрел возможность таможенного регулирования использования припасов только на время нахождения судна на таможенной территории РФ.
2. Таможенный орган может обязать перевозчика принять меры по соблюдению условий, предусмотренных параграфом 3 главы 21 ТК РФ, также только при нахождении судна на таможенной территории

Важным моментом, определяющим пределы применения таможенного законодательства к товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную границу РФ является Федеральный закон РФ № 164-ФЗ от 08.12.2003 г «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Основные понятия, закрепленные в Основах дают возможность раз-граничить внешнеторговую деятельность от иной, в том числе и совпадающей с ней по внешним признакам (статья 2 Основ).
внешнеторговая деятельность- деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (пп. 4 Основ)
внешняя торговля товарами- импорт и (или)экспорт товаров.
Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами. ( пп. 7 Основ)
товар – являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда… Транспортные средства, используемые по договору о международных пере-возках, не рассматриваются в качестве товара. (пп. 26 Основ)
Примечание автора:
1. Область применения таможенного законодательства ограничивается внеш-неторговой деятельностью, к которой относятся только : импорт и (или) экспорт товаров. Данное обстоятельство зачастую не принимается во внимание при регулировании отношений, связанных с «формальным» (ст. 14 ТК РФ) пересечением таможенной границы. К примеру, морские суда, следующие из п. Петропавловска-Камчатский в п. Владивосток и перевозящие каботажные грузы, пересекают таможенную границу РФ и в соответствии с положениями ст. 14 ТК РФ, подлежат таможенному оформлению и контролю, однако не осуществляют при этом внешнеэкономическую деятельность, что не дает законных оснований для таможенных органов произвести такое оформление.
Закон содержит конкретную норму, по которой можно разграничить внешнюю торговлю от торгово-закупочной деятельности предприятий и организаций, а именно, перемещение товаров с одной части таможенной территории на другую часть, даже через территорию иностранного государства- не является внешней торговлей ( Пп.7 статьи 2 ФЗ-164 08.12.2003 )
2. Следовательно, если рыбопромысловое судно выходит из российского порта для ведения добычи, переработки или транспортировки продукции морского промысла, последующей доставкой в российский порт, отсутствует признак ведения внешней торговли. Что предполагает отсутствие оснований для применения таможенного законодательства в части таможенного оформления и контроля судовых припасов. Данная особенность правового регулирования таможенного оформления рыбопромысловых судов, достаточно часто закреплялась в различных правовых актах, в частности в п. 24 приказа ФТС РФ № 378 от04.03.2009 г. «Судовые припасы, перемещаемые на судах, ведущих промысел в территориальных водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению и таможенному контро-лю.»

Постановления Правительства РФ.
Правительство России, в целях государственной поддержки рыбной отрасли принимало несколько нормативных документов:
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 916 “Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации» ( не утратило силу до сих пор):
- Освободило от таможенных пошлин предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел.
- Освободило от таможенных пошлин продукцию морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, вво-зимую на таможенную территорию Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» по сути дела, является основой для законодательного закрепления таможенного режима перемещения припасов в таможенном кодексе РФ ( ФЗ-61).
Спорные моменты, связанные с получением разрешения таможенного органа и передачей припасов на другие морские суда Постановление Правительства РФ № 524, регулировало следующим образом:
П. 11. В целях, не предусмотренных настоящим Положением, припасы могут использоваться на таможенной территории Российской Федерации с разрешения таможенного органа и при соблюдении таможенного законода-тельства.
Таможенные органы Российской Федерации вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для предотвращения использования припасов без разрешения таможенных органов Российской Федерации во время нахождения морских, воздушных судов и поездов на таможенной территории Российской Федерации, а также проводить идентификацию припасов и их опечатывание.
П. 12. Припасы могут перемещаться (передаваться) соответственно на другие морские, воздушные суда и в поезда, осуществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, без обложения таможенными пошлинами и налогами, если соблюдается таможенный режим перемещения припасов.

Постановление правительство Российской федерации от 19 марта 2008 г. № 184«О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в российской федерации» (далее ПП №184)
Достаточно важный документ, поскольку впервые ввел в практику таможенного оформления и таможенного контроля, в отношении судов рыбопромыслового флота, такие новации как:
- уведомительный порядок и осуществление выборочного государственного контроля;
- ситуации, при которых таможенный наряд не участвует в оформлении судов ( выходящих на промысел в исключительную экономическую зону Российской Федерации и на континентальный шельф Российской Федерации без захода в иностранные порты, осуществляются комиссией, в состав которой входят представители портовых властей и пограничных органов, п. 4 ПП №184; оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации: при доставке с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации – осуществляются комиссией, в состав которой входят представи-тели портовых властей, санитарно-карантинных и пограничных органов, п.5 ПП №184)
примечание автора:
таким образом, Правительство России выразило свое отношение к рыбной отрасли страны, снижая уровень присутствия государственных органов, в том числе и таможенных, в процессе связанном с прибытием и убытием рыбопромысловых судов, с целью снижения издержек (временных и иных)

Регулирование режима перемещения припасов нормативными актами ФТС РФ
Приказ ФТС РФ от 4 марта 2009 г. № 378 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу российской федерации рыбопромысловыми судами», основной документ, детализирующим Постановление Правительства РФ № 184.
Оформление захода (отхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоз (вывоз) продукции морского промысла производится в уведомительном порядке и с осуществлением выборочного таможенного контроля.
При выборе форм таможенного контроля судна таможенный орган руководствуется системой управления рисками. (п. 4 Приказа № 378)
Должностные лица таможенного органа не участвуют в работе комиссии государственных контрольных органов в случаях (п. 9 Приказа № 378):
оформления и государственного контроля судов, выходящих на промысел в исключительную экономическую зону Российской Федерации и на континентальный шельф Российской Федерации без захода в иностранные пор-ты;
оформления и государственного контроля судов, выходящих в исключительную экономическую зону Российской Федерации и на континентальный шельф Российской Федерации без захода в иностранные порты с целью Оставки продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, в российский морской порт для дальнейшей переработки или реализации на территории Российской Федерации;
оформления и государственного контроля судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на кон-тинентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации;
оформления и государственного контроля судов, доставляющих на территорию Российской Федерации продукцию морского промысла, добытую (выловленную) и/или произведенную в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации;
оформления и государственного контроля судов и продукции морского промысла, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах Рос-сийской Федерации и территориальном море Российской Федерации.( п. 9 приказа № 378)
Примечание автора:
1. предусмотрено, что должностные лица не участвуют в оформлении судов выходящих на промысел и доставляющих продукцию морского промысла на та-моженную территорию РФ.
2. В Приказе ФТС РФ № 378 не предусмотрены мероприятия по контролю ис-пользования припасов за пределами таможенной территории РФ. В месте прибытия судна представляются только сведения о наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; (п. 13 пп. 14 приказа № 378)
Судовладелец сообщает сведения, указанные в пункте 13, путем представ-ления таможенному органу следующих документов:
- декларации о судовых припасах; ( п. 14 пп. 3 приказа № 378)
Данная позиция дублирует положение ст. 74 ТК РФ (документы и сведения, представляемые при морских перевозках)
3. Судовые припасы, перемещаемые на судах, ведущих промысел в территориальных водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.(п. 24 Приказа № 378)

Приказ ФТС РФ № 1665 от 29.12.2007 г. «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов» достаточно подробно регламентирует действия должностных лиц таможенных органов, в том числе процедуру выпуска товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, их выгрузку и передачу.
Решение на помещение вывозимых товаров под таможенный режим переме-щения припасов осуществляется путем принятия решения о выпуске товаров с проставлением в таможенной декларации штампа «Выпуск разрешен» в соответствии с установленным порядком. ( п. 10 приказа № 1665)
Разрешение на убытие товаров, помещенных под таможенный режим пере-мещения припасов, выдается, если одновременно выполняются следующие условия:
1. осуществлен выпуск российских товаров,
2. осуществлен условный выпуск иностранных товаров, в т.ч. которые оставались на борту морского (речного) судна,
3. если товары, декларирование которых в качестве припасов, предназначенных для использования на транспортном средстве, осуществлено в пределах:
- общего количества, соответствующего численности пассажиров и членов экипажа,
- продолжительности рейса и
- достаточного для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна, либо количества,
- и в пути следования, с учетом припасов, имеющихся на борту этого судна.
Комментарий автора:
ФТС РФ установило причинно-следственную связь между принятием ре-шения о выпуске припасов, при убытии с таможенной территорией РФ, с вышеперечисленными тремя условиями. Порядок определения количества вывозимых припасов установлен п. 5 ст. 266 ТК РФ. Осуществление выпуска российских товаров или условный выпуск иностранных товаров, производится в зависимости от положений таможенных режимов, применяемых к транспортным средствам (глава 22 ТК РФ)
Приказом не предусмотрено проведение контроля, за использованием припасов после их вывоза за пределы таможенной территории РФ.

При этом общее количество припасов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и загружаемых на транспортное средство, определяется исходя из объема конструктивных технологических емкостей, специально предназначенных для таких целей помещений или специально выделенных площадей (штатных мест), имеющихся на транспортном средстве. В случае размещения припасов в таких местах таможенные органы при таможенном оформлении припасов, перемещаемых (загружаемых) на транспортное средство на таможенной территории Российской Федерации, не требуют представления документов, обосновывающих достаточность мест для их размещения. ( п. 11 приказа № 1665)

Комментарий автора:
Таможенный орган не вправе требовать дополнительных документов, в отно-шении припасов, загруженных в конструктивные емкости.

Для получения разрешения на выгрузку либо передачу товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, декларантом в таможенный орган подается произвольное письменное заявление в двух экземплярах о намерении выгрузить, в т.ч. временно, или передать припасы на другие суда. Такое заявление должно содержать сведения о наименованиях, количестве, месте, времени и предполагаемых действиях с припасами, а также с присвоением ему регистрационного номера применительно к порядку, установленному для принятия грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенный режим перемещения припасов, и сведения о лице, которому передаются припасы. (п. 13 приказа № 1665)
Комментарий автора:
Таможенный кодекс Российской Федерации установил жесткие ограниче-ния при определении перечня лиц, обладающих правами декларанта (ст. 124). По смыслу ст. 124 ТК России ни физические, ни юридические лица, не включенные в реестр таможенных брокеров, безотносительно того, могут они быть включены в такие реестры или нет, не вправе осуществлять та-моженные операции от имени других лиц. Данная позиция ФТС России совпадает с позицией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, из-ложенной в письме от 11.05.2006 N 47-13-06 (ФТС РФ письмо от 12 сен-тября 2006 г. № 17-22/31849 «о распоряжении ФТС РФ от 01.09.2006 № 320-р «О мерах по противодействию незаконному осуществлению деятельности в области таможенного дела», ФТС РФ письмо от 2 июня 2008 г. № 01-11/21820 «О декларанте товаров, помещаемых под таможенный режим пе-ремещения припасов»)
Приказом № 1665 закреплено, что письменное заявление в таможенный орган подается декларантом.
При нахождении в рейсе, за пределами таможенной территории РФ, капитан судна, в случае возникновения ситуации, связанной с необходимостью передать топливо иному транспортному средству, не наделен правом декларирования товаров, следовательно, не обладает и полномочиями по подаче письменного заявления.

Разрешение таможенного органа на выгрузку припасов с судна для их последующей погрузки на это же судно выдается таможенным органом только в случае, если это судно после погрузки припасов будет осуществлять либо осуществляет международную перевозку товаров и/или пассажиров, и при соблюдении условий, установленных ст. 267 Таможенного кодекса Российской Федерации. Разрешение выдается в письменном виде путем наложения резолюции начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, на заявлении «Выгрузка припасов разрешена» с указанием ко-личества разрешенных к выгрузке или погрузке припасов, заверяемой подписью с указанием даты подписи и проставлением оттиска личной номерной печати.
Примечание автора:
В данном пункте содержится важное и прямое указание о том, что разрешение на выгрузку припасов производится при соблюдении условий, установленных ст. 267 ТК РФ, т.е. во время нахождения судна на таможенной территории, а также, что данные суда должны осуществлять международные перевозки.

Разрешение таможенного органа на передачу припасов на другое судно выдается таможенным органом только в случае, если другое судно будет осуществлять или осуществляет международную перевозку товаров и/или пассажиров и при соблюдении условий, установленных ст. 267 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае отказа в выдаче разрешения на выгрузку, погрузку или передачу припасов заявителю в течение одного рабочего дня отказ направляется письменно с изложением причин принятого решения. (п. 13 Приказа № 1665)
Примечание автора:
Передачу припасов на другое судно ФТС РФ также, связывает с соблюдением условий ст. 267 ТК РФ, т.е. при нахождении морского судна на таможенной территории.

ФТС РФ выразило однозначную позицию по регулированию отношений, возникающих из применения п. 6 ст. 266 ТК РФ. Из ответа начальника правового управления ФТС РФ за № 15-13/2168 от 23.01.2008 г. на запрос ООО «И» : «…п. 6 статьи 266 ТК РФ содержит ограничения, связанные с выгрузкой и передачей товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов. Указанные ограничения применяются при нахождении товаров под таможенным контролем на таможенной территории РФ.
С учетом изложенного, товары, помещенные под таможенный режим пере-мещения припасов и вывезенные с таможенной территории РФ, утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем. Ограничений на передачу таких товаров на другие суда за пределами таможенной территории РФ таможенное законодательство РФ не содержит».

Правовое регулирование режима перемещения припасов международным законодательством
ФТС РФ письмом от 13 октября 2008 г. N 01-11/42411«О декларировании товаров, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов» прямо указывает, что при организации таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, таможенным органам также необходимо руководствоваться:
1) международными договорами Российской Федерации, которыми установлены иные правила таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов
Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.( ч.4 ст. 1 ТК РФ)
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
( статья 8 ТК РФ)
Одним из основных международных документов, определяющих правовой статус и судна, и припасов является- Конвенция по облегчению международного морского пароходства (Лондон, 09.04.1965 г), раздел 1 «Определения и общие положения» дает следующие толкование понятий, используемых при морских перевозках:
- «груз- любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаря-жения …».
- «судовые припасы. Товары, предназначенные для потребления на судне…».
Международное право также не содержит дополнительных обязанностей для перевозчика по процедуре предоставления документов на припасы. П. 2.4 Стандарт. «Основным документом о судовых припасах, содержащим сведения, требуемые государственными властями при приходе и отходе судна, является Декларация о судовых припасах.»
В специальном приложении «Припасы» (глава 4 J) Международной Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1999 г.), в разделе 7 «Другие операции с припасами», стандартное правило 20:
«Припасы, находящиеся на борту морских (речных) судов, ..прибывших на таможенную территорию, разрешается:
б) с предварительного разрешения таможенной службы перегружать соответ-ственно на другие морские (речные) суда, используемые для международных перевозок»
Примечание автора:
-таможенный Кодекс России, при регулировании отношений, связанных с мор-скими перевозками взял за основу нормы международного права.
- основанием для отнесения тех или иных товаров к припасам, является принцип их нахождения и потребления на судне.
- единственный документ, который представляют таможенным органам перевозчики для заявления сведений о припасах, является декларация о припасах (форма ИМО)
- топливо, загруженное в штатные баки судна, не относится к понятию груз (товар)
- разрешение таможенного органа на выгрузку или передачу припасов необходимо только при нахождении судна на таможенной территории РФ.




2. Правовые последствия передачи топлива российскими рыбопромысло-выми судами иным морским средствам, за пределами таможенной территории РФ. Правовой анализ применения п. 6 ст.266 ТК РФ
Основанием для проведения правового анализа являются материалы арбит-ражного спора, с примечаниями автора (выделено курсивом)
Типовая ситуация:
- российское рыбопромысловое судно «В» (принадлежащее ЗАО «В») при оформлении убытия заявило таможенному органу, путем внесения сведений в стандартные документы перевозчика (декларацию о припасах) 30 тн. ди-зельного топлива. При оформлении прибытия морского судна на таможенную территорию выяснилось, что часть дизельного топлива с данного судна было передано на другие суда (СЯМ «В» и СКЯМ «В»), принадлежащие, также данному ЗАО. Сведения о передаче топлива и наличии топлива при прибытии, были внесены в журналы и декларации о припасах данных судов.
Таможенный орган прибытия (№-таможня) составил определение об АП по ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ, в дальнейшем возбудили дело по. ч.1 ст. 188 УК РФ. (приложение 5)

Позиции сторон:
№-таможня
«15 сентября 2008 г. в отношении ЗАО «В» М. №-таможней было рас-смотрено дело об АП № 1000000- /2008 и вынесено постановление о признании ЗАО «В» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере однократного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 666 250 рублей, а также возложение на общество издержек по делу об АП за проведение товароведческой стоимостной экспертизы в размере 5000 рублей.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону со-става правонарушения, ЗАО «В» вменено нарушение заявленного им таможенного режима, выразившегося в том, что часть дизельного топлива в количестве 32,5 тн., помещенного ЗАО под таможенный режим перемещения припасов при оформлении морского судна СРТМ «Ро-о» на отход, передана с данного судна на другие суда: СЯМ «В-к», СКЯМ «В-к», без разрешения та-моженного органа, как то установлено таможенным законодательством.
Дизельное топливо, помещенное под режим перемещения припасов, при оформлении отхода судна передано с данного судна на другие суда без разрешения таможенного органа, как то установлено ст. 266 ТК РФ. Довод ответчика о том, что передача спорного топлива была продиктована необходимостью, обусловленной отсутствием достаточного количества нефтепродуктов на вышеуказанных судах и невозможностью их заправки другими судами, необоснован, т.к. исходя из показаний старшего механика СРТМ «Ро-о» и морского агента, последние еще при оформлении судна и помещении дизельного топлива под таможенный режим перемещения припасов располагали сведениями о том, что оно изначально предназначалось для бункеровке других судов.
Кроме того, согласно письму ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга» №000001 в данный временной период в районе бункеровке судов находились танкеры «М», «Я», что свидетельствует об имевшейся у заявителя реальной возможности пополнить их с помощью свои топливные запасы, без нарушения таможенных правил.
Из анализа приведенных норм ( п. 1 ст. 156, п.1 ст. 265, п. 6 ст. 266 ТК РФ) следует, что Общество, поместив товар, а именно -топливо, необходимое для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна, под таможенный режим перемещения припасов, взяло на себя обязанность по соблюдению условий и ограничений, налагаемых на товар условиями данного режима».
Примечание автора:
- таможенный кодекс не относит к категории «товар» топливо, помещенное в штатные баки судна ( пп.5, п.1 ст. 11 ТК РФ). Под понятие товар, оно может поместиться, в том случае, если топливо используется не для обеспечения нормальной эксплуатации морского судна
- таможенным законодательством предусмотрены конкретные условия осво-бождения припасов от оплаты таможенных пошлин и налогов ( п.1, п4 ст. 266 ТК РФ)
- ст. 264 ТК РФ, охватывает содержательную часть режима перемещения припасов: морское судно совершает международные перевозки, припасы используются на судне.
В рассматриваемой ситуации рыбопромысловое судно не совершало междуна-родные перевозки, топливо использовалось для судовых нужд.

«В рассматриваемой ситуации заявителем не соблюдены именно требо-вания п. 6 ст. 266 ТК РФ, допускающего с разрешения таможенного органа временную передачу припасов на другие суда»
Примечание автора:
п. 6 ст. 266 ТК РФ носит уведомительный характер и в отличии от п.1 и п.4 ст. 266 ТК РФ, не содержит в своем тексте ссылки на освобождение от уплаты пошлин и налогов.
Кроме того, исходя из положений международного законодательства (Киот-ская Конвенция), логики таможенного законодательства РФ, ее применение возможно только при нахождении судна на таможенной территории.
1-е, основанием для передачи припасов, является соблюдение условий, преду-смотренные настоящим параграфом, т.е. положения п. 4 ст. 266 ТК РФ, при вывозе припасов:
1. количестве, соответствующей численности экипажа и пассажиров
2. продолжительности рейса
3. достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и тех .обслуживания, указанных судов;
И положения п. 1 ст. 266 ТК РФ, условия при ввозе припасов, а именно, оставление припасов на борту во время нахождения на таможенной терри-тории

«Исходя из положений нового Кодекса, лицо, поместившее товар под соответствующий таможенный режим, обязано соблюдать запреты и ограничения на пользование и распоряжение этими товарами, установленные избранным режимом, как на таможенной территории, так и за ее пределами».
Примечание автора:
в соответствии с п. 1 ст.264 ТК РФ, товары, предназначенные для использования на морских судах, перемещаются через таможенную границу РФ без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Законодатель в случае необходимости указывает в тексте статьи о дей-ствии определенных норм таможенного законодательства на таможенной территории РФ или за ее пределами. К примеру,
- ст. 167 ТК РФ, международный таможенный транзит -таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов;
- статья 197 ТК РФ, переработка вне таможенной территории;
- положения абзаца второго пункта 1 статьи 207 (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ) действуют до 1 января 2010 года в отношении российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, выполненные за пределами таможенной территории Российской Федерации, были завершены до 1 сентября 2008 года (статья 8 Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ);
- статья 235 ТК РФ, условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта , «п. 2. Использование товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая операции по ремонту (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническому обслуживанию и другие операции, которые необходимы для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта»; статья 237 ТК РФ, документы и сведения необходимые для помещения товаров под режим реимпорта;
- статья 252 ТК РФ, режим временного вывоза, ст. 252 ТК РФ;
- статья 258 ТК РФ , беспошлинная торговля;
-статья 266 ТК РФ, режим перемещения припасов, «п. 3. При помещении иностранных товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, под таможенный режим перемещения припасов освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 267 настоящего Кодекса».
- статья 268 ТК РФ, иные специальные таможенные режимы;
- статья 274 ТК РФ, временный вывоз транспортных средств;
- статья 277 ТК РФ, обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств
- статья 279 ТК РФ, таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования, ч. 2 «Въездная или выездная декларация представляется перевозчиком в таможенный орган соответственно при въезде транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации или его выезде за пределы этой территории».

«Подтверждением этому служит также то обстоятельство, что формули-ровка нормы п. 6 ст. 266 ТК РФ не подразумевает наличия соответствующего разрешения таможенного органа в зависимости от того, где происходит передача припасов на другое судно – на таможенной территории РФ или за ее пределами».
Примечание автора:
аргумент, входит в противоречие не только с нормами таможенного законо-дательства, но и основными положениями теории права.
Во-первых, определение пределов действия нормативных актов относится к вопросам теории права. Одним из основных, является определение, на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние
( действие в пространстве.)
Общая теория права устанавливает, что действие в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию.
Таможенный кодекс, пределы действия таможенного законодательства ограничил, таможенной территорией ( ст. 2 ТК РФ)
Во-вторых, цитата из решения суда «формулировка п. 6 ст. 266 ТК РФ, не подразумевает наличие разрешения таможенного органа…» не выдерживает критика, поскольку законодатель достаточно четко определил в каких ситуациях данное разрешение требуется и когда необходимо учитывать особенности того или иного таможенного режима, в том числе на тамо-женной территории РФ или за ее пределами.

«То обстоятельство, что таможенным органом при вынесении оспариваемого постановления из свидетельских показаний в качестве основы взяты показания старшего механика и морского агента, а не начальника отдела снабжения и специалиста по таможенному оформлению К, объясняется тем, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об АП, в силу ст. 26.11 КоАП РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом в ситуации, когда у заявителя действительно не имелось возможности пополнить топливные запасы своих судов без использования нефтепродуктов, помещенных под вышеуказанный таможенный режим, ничто не мешало ему соблюсти требования ст. 266 ТК РФ и запросить на это соответствующее разрешение таможенного органа, и при этом, что все опрошенные по делу об АП, как следует из их показаний, знали об установленных параграфом 3 главы 21 ТК РФ условиях применения таможенного режима перемещения припасов.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных в ходе административного рас-следования обстоятельств дела, привлечение таможенным органом Общества к административной ответственности за совершение АП, предусмотренного ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ, является правомерным».

Позиция ЗАО «В»
«ЗАО «В» ознакомились с позицией №-таможни и полностью с ними не со-гласны по следующим основаниям:
Исходя из норм, установленных действующим таможенным законодатель-ством, в том числе параграфом 3 главы 21 ТК РФ, а также ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, разрешение таможенного органа на передачу товаров, помещенных под таможенный режим «перемещения припасов» на другие суда, осуществляющие международные перевозки, требуется только на таможенной территории РФ.
Мнение Общества основано на следующем:
1.В соответствии с п. 1 ст. 264 ТК РФ, п. 1 ст. 265, с пп 22 п. 1 ст. 11 режим «перемещения припасов» определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с учетом административных ограничений .
В рассматриваемом случае в отношении дизельного топлива юридическим лицом ЗАО «В» был заявлен режим перемещения припасов, который после перемещения через таможенную границу РФ был соблюден- всем дизельным топливом ЗАО «В» пользовалось и распоряжалось исключительно в качестве припасов, для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских судов, принадлежащих ЗАО «В» в пути их следования.
2.Статьей 266 ТК РФ регулируются условия освобождения от уплаты тамо-женных пошлин и налогов. В соответствии с п. 6 этой же статьи ТК РФ, припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные параграфом 3 главы 21 ТК РФ, т.е. дальнейшее использование переданных припасов должно осуществляться по назначению ( в качестве припасов)
Согласно ст. 2 ТК РФ территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ.
Согласно ст. 1 ТК РФ таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таким образом, передача припасов на таможенной территории РФ осуществляется под контролем таможенного органа для обеспечения соблюдения условий, освобождающих от уплаты пошлин и налогов. Ограничений по передаче припасов за таможенной территорией РФ, вне зоны таможенного контроля действующее законодательство не содержит.
3.Согласно п. 2 ст. 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными актами РФ.
4. статьей 8 ТК РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответ-ствии с конституцией РФ составной частью правовой системы РФ.
В специальном приложении «припасы» (глава 4 J) Международной Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская Конвенция 1979 г) в статье 7 изложено «стандартное правило 20»:
«Припасы, находящиеся на борту морских судов, прибывших на таможенную территорию, разрешается:
а)выпускать для свободного обращения на таможенной территории или поместить под другой таможенный режим если соблюдены условия и фор-мальности, применимые в каждом случае
б)с предварительного разрешения таможенной службы перегружать соответственно на другие морские суда, используемые для международных перевозок»
«Из анализа вышеуказанных норм, следует, что передача припасов на территории РФ осуществляется с разрешения и под контролем таможенного органа. Товары, вывезенные с таможенной территории утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем и их передача на другие суда соответственно не требует получения разрешения таможенного органа, при этом лицо ( а не судно) получившее право пользования таможенным режимом «перемещения припасов» пользуется и распоряжается товарами в соответствии с заявленным режимом, в частности использует припасы ( в т.ч. ГСМ и топливо) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских судов, принадлежащих данному лицу.
Пунктом 1 ст. 6 ТК РФ установлено, что положения актов таможенного законодательства и актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. А в соответствии с п. 5 этой же статьи никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм».

Позиция судебных органов
«Арбитражный суд приморского края дело № А51-6919/07 от 22.01. 2008 г.
Согласно ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ административная ответственность наступает, за пользование и распоряжение товарами в нарушении та-моженного режима, под который они были помещены, в том числе, передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
П. 1 ст. 156 ТК РФ установлена обязанность по соблюдению таможенного режима, под который помещены товары.
В соответствии с ч.1 ст. 264, ч. 1 ст. 265, ч. 6 ст. 266 ТК РФ, «владелец транспортного средства обязан соблюдать требования режима «перемещения припасов», т.е. использовать судовые припасы для целей обеспечения транс-портного средства, для которого они были оформлены, а в случае их передачи на иное судно, получать разрешение таможенного органа независимо от того, находится ли транспортное средство на таможенной территории РФ либо за его пределами».
Примечание автора:
вывод суда не основан на нормах материального права. В таможенном кодексе отсутствует прямой запрет или ограничения на передачу судовых припасов (топлива) за таможенной территорией РФ.

«Что касается доводов Общества о том, что транспортное средство находясь за пределами таможенной территории РФ не находится под таможенным контролем, то необходимо отметить следующее.
Согласно п. 1 ст. 361 ТК РФ после выпуска товаров и транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.
В данном случае, в порядке ст. 361 ТК РФ таможенным органом была проведена проверка использования судовых припасов в соответствии с заявленным таможенным режимом, в ходе, которой и было выявлено административное правонарушение».
Примечание автора:
данные аргументы, полностью несостоятельны:
Во-первых, порядок использования припасов ограничен только таможенной территорией РФ. Так, статьей 267 ТК РФ п. 1 установлено, что припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации судов могут потребляться и использоваться во время их нахождения на таможенной территории РФ; п.5 таможенным органам предоставлено право принимать меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования при-пасов, во время нахождения судов на таможенной территории РФ. Таким образом, проверка использования судовых припасов, при прибытии транспортного средства? выходит за рамки полномочий таможенного органа, закрепленных таможенным кодексом.
Во-вторых, российские товары находятся под таможенным контролем только при их вывозе с таможенной территории и до фактического пересечения таможенной границы ( пп.4, п.1 ст. 11 ТК РФ) и следовательно, законодатель не предоставил возможность контролировать российские товары (суда под российским флагом и топливо загруженное на таможенной территории при убытии) при прибытии на таможенную территорию.
В-третьих, российские товары и транспортные средства, считаются находящимися под таможенным контролем только при их вывозе с таможенной территории РФ и до пересечения таможенной границы.(п. 2 ст. 360 ТК РФ)
В-четвертых, законодатель предусмотрел единственную причинно-следственную связь между условиями освобождения от уплаты таможенных пошлин и действиями с товарами за пределами таможенной территории РФ ( п. 3 ст. 266 ТК РФ)

«При этом, как правильно указал суд первой инстанции, неосуществление таможенным органом контроля в отношении транспортного средства, нахо-дящегося за пределами таможенной территории РФ, не снимает с владельца транспортного средства обязанности по соблюдению требований заявленного таможенного режима, так как в соответствии
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Глава 50 ТК ТС "Особенности совершения таможенных операций в отношении пр ...
  • Таможенные консультации
  • Оформление запчастей
  • cудовые припасы
  • Тароупаковочные материалы-анализ арбитражного дела, 2014 г.


  • Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает