Новые антикоррупционные законы » Консультационные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности во Владивостоке
Контактное лицо: Алексей Данилин (+7 (950) 299-34-21)

Email:customsandc@mail.ru

Skype:Customsandc

(Располагаемся мы во Владивостоке,

но связаться с нами вы можете из любой точки мира)

банер привет



Архив новостей




Customs & Consulting » Другие публикации » Новые антикоррупционные законы
Новые антикоррупционные законы Другие публикации
Глава государства обяжет чиновников и госслужащих сообщать о своих расходах. Эксперты настаивают на создании независимого органа контроля за госзарплатами и тратами.
13 марта президент РФ Дмитрий Медведев подписал Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Предыдущая стратегия на 2010-2011 годы была подписана им два года назад – в апреле 2010-го.Новые антикоррупционные законы

Главной частью Национального плана являются новые антикоррупционные законы, один из которых установит контроль за расходами чиновников.
"Цель очевидна: если проверка выявляет, что расходы чиновников по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства", - сообщил Дмитрий Медведев на заседании совета по противодействию коррупции.
Он отметил, что современная правовая система и, в частности, принцип презумпции невиновности "не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путем".
"Но меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур", - отметил он.
Глава государства подчеркнул, что контролировать источники доходов можно лишь при наличии базы данных о приобретаемом имуществе.
"Пока такая база данных не была создана, не было соответствующей инфраструктуры для того, чтобы выявлять дисбаланс между доходами и расходами госслужащих, принимать закон о контроле над расходами было бессмысленно", - ответил Медведев на упреки тех, кто призывал обязать декларировать расходы одновременно с введением декларирования доходов.
"Очевидно, что закон, который невозможно исполнять, не только не способствует правильному законопослушному поведению, но, наоборот, приводит к еще большему правовому нигилизму", - подчеркнул глава государства.
Такая необходимая база появилась теперь, когда сведения о доходах чиновников публикуются в СМИ и в Интернете. Кроме того, сформированы проверяющие структуры, и, по словам президента, "появились предпосылки для перехода к новому этапу".
При этом, согласно плану, следить за достоверностью доходов обяжут кадровиков.
Однако, как пояснили в Кремле, чиновники не будут подавать, так называемые, декларации о расходах.
По словам помощника президента РФ – начальника государственно-правового управления Ларисы Брычевой, контроль будет осуществляться на основании поданной декларации о доходах.
"Если кто-то из указанных в законопроекте лиц - СМИ, Общественная палата, кадровые органы, правоохранительные органы и т.д. - заявляют, что госслужащий приобрел некое имущество, подлежащее контролю, на сумму, большую, чем трехлетний совокупный доход его семьи, то может назначаться проверка", - отметила Брычева.
Вместе с тем, руководитель управления отметила, что новый закон не предполагает проведение массовых проверок расходов госчиновников. "Повальных проверок не будет, это невозможно. На первом этапе было предложение проверять все расходы, но оно не реализуемо", - сказала она.
На вопрос, смогут ли госчиновники обходить новый закон, записывая собственность не на членов семьи, а на иных родственников, помощник президента не дала прямого ответа. Она выразила сомнения по поводу того, что чиновники рискнут довериться лицам, хоть и состоящим с ними в родственных отношениях, но не связанных отношениями имущественными (последние распространяются на супругов и детей чиновников – вот почему эти сведения также указываются в декларации о доходах).
Как подчеркнул глава государства, законы из антикоррупционного пакета должны пройти общественное обсуждение до 22 марта.
Позднее на ресурсе "Открытое правительство. Система общественной экспертизы законопроектов" появился текст законопроекта о контроле над расходами.
Согласно законопроекту, что чиновники и госслужащие обязаны по требованию руководителя (или лица с соответствующими полномочиями) предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций). Кроме того они должны также предоставлять сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены указанные сделки.
Закон предполагает порядок проверки полноты и достоверности предоставляемых сведений.
Также закрепляется правило, согласно которому при установлении обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы проверки направляются в правоохранительные органы, и в обязательном порядке - в органы прокуратуры. При получении таких материалов генпрокурор РФ или прокуроры обращаются с заявлением в суд об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Новый закон о контроле за расходованием госсредств госслужащими должен вступить в силу с 2013 года, и чиновники должны будут его учитывать при составлении декларации о доходах за текущий год.
Помимо контроля над расходами, согласно антикоррупционному плану, в России должен быть разработан законопроект об общественном контроле за деятельностью органов государственной власти всех уровней.
По всей видимости, осуществляться контроль будет уже имеющимися институтами гражданского общества.
Предложения по разработке проекта такого федерального закона Медведев адресовал Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате, "Ассоциации юристов России", политическим партиям, саморегулируемым и общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей.
Кроме того, президент поручил правительству и президиуму президентского Совета по противодействию коррупции законодательно урегулировать конфликт интересов для чиновников и госслужащих.
Медведевский план предусматривает также введение системы обратной связи, которая поможет государству корректировать антикоррупционную политику на основе информации полученной от населения и общественных структур.
Антикоррупционные стандарты намереваются также распространить на сотрудников социальных федеральных фондов (Пенсионного, обязательного медстрахования, социального страхования и других). Правительство должно будет представить подобные предложения до 1 августа 2012 года.
Серьезное внимание инициативы Медведева уделяют "позиционированию" антикоррупционной борьбы в обществе.
Так, председатель президиума Совета (по противодействию коррупции, в настоящее время его возглавляет Сергей Иванов), согласно плану, должен организовывать "регулярное представление в СМИ для опубликования материалов, которые раскрывают содержание принимаемых мер по противодействию коррупции и мотивы принятия таких мер, показывают отрицательное влияние коррупции на жизнь каждого человека".
Кроме того, СМИ и общественные объединения, согласно проекту, будут получать гранты за разоблачение коррупции.
К 1 октября 2012 года правительство должно также издать нормативный акт, обязывающий служащих сообщать о получении подарков в связи с их должностным положением. Также в акте будет определен срок и порядок сдачи таких подарков.
Эту особенность уже прокомментировал глава президентской администрации Сергей Иванов. В беседе с журналистами он признался, что у него большой опыт отказа от подарков.
"Я в министерстве обороны целый музей создал из подарков. Когда международный визит, там это принято - всегда идет обмен сувенирами, но на Западе люди вменяемые, действительно дарят памятные сувениры. Но в некоторых странах дарят такое, что нормальному человеку хочется побыстрее от этого избавиться, например, слоновый бивень, инкрустированный бриллиантами и изумрудами", - сообщил Иванов.
Подобный подарок, по признанию главы кремлевской администрации, ему пытались вручить в одной из африканских стран. Когда же он стал объяснять, что российский чиновник не должен принимать подарки дороже трех тысяч рублей, его заверили, что выдадут чек о том, что бивень стоит 300 рублей.
По словам Иванова, если подарок загружен в самолет без ведома чиновника, его нужно отдать сразу после обнаружения.
В рамках реализации Национального антикоррупционного плана, Россия также планирует принять конференцию ООН против коррупции в 2015 году.
К ноябрю 2012 года должно быть заключено соглашение между Россией и Организацией по условиям приема. Подобные конференции проводятся раз в 2 года странами-участниками конвенции ООН против коррупции. В работе конференции обычно принимают участие не только представители госструктур, но и неправительственных организаций, бизнес-сообщества, академических и научных кругов.
Российскому бюджету такое мероприятие, по предварительным оценкам, может обойтись в 1,5 млн долларов.
Между тем, по мнению экспертов, антикоррупционные инициативы Медведева стали своего рода "запоздалым ответом" оппозиции, которая также делает ставку на борьбу с коррупцией. Эксперты сходятся на том, что оценить успешность президентских инициатив будет сложно – многое зависит от того, как будут применять введенные нормы и от того, кто будет их применять.
Так, в международной неправительственной организации Transparency International считают, что России стоит создать независимый орган, который займется проверкой декларации чиновников.
"Очень большой вопрос - кто будет контролировать. Сейчас в России нет единого независимого органа, который проверял бы декларации о доходах и расходах", - сообщил замглавы московского отделения Transparency International Иван Ниненко.
По его словам, во многих других странах существуют независимые комиссии по этике или антикоррупционные комиссии. В их состав обычно входят представители президента и по всей структуре органов государственной власти. В каждом ведомстве есть своя собственная комиссия. Но, учитывая уровень коррупции, комиссия во главе с министром вряд ли увидит проблемы, которые есть у его заместителя", - заявил Ниненко.
По словам эксперта, для эффективной борьбы с коррупцией в России необходимо разделить чиновников на разные категории и применить к ним разные степени контроля. При этом, к тем, чья работа содержит высокие коррупционные риски (госзакупки, контроль в бизнес-среде), требования должны быть выше, чем к обычным служащим.
Пока же борьба с коррупцией действительно может не выйти за рамки "благих намерений". Так, согласно данным главы МВД, в прошлом году были выявлены 5,5 тысяч фактов взяточничества. А за первые месяцы 2012 года правоохранители зафиксировали уже более 2,2 тыс. взяток.
Следует отметить, что о таких же массовых наказаниях речи не идет. В частности, преследуемых уголовно по линии взяток чиновников уровня региональных правительств и департаментов, даже меньше чем регионов в стране. Более того, невесело шутят эксперты, "крупная рыба" редко попадается в сети правоохранительных органов, не потому что у нее "аппетит" меньше, а потому что сети для нее зачастую бывают слишком мелки.
Обозреватель Алексей Дружников
16 марта 2012 года
Interfax-Russia.ru

Ключевые теги: борьба с коррупцией
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Борьба с коррупцией (зарубежный опыт)
  • Новости ФТС РФ
  • Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
  • Новости WCO (Всемирная таможенная организация)
  • Новости ФТС РФ


  • все комментарии модерируются системой Disqus
    Поиск по сайту
    Календарь
    «    Октябрь 2015    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Вход на сайт
    Последние публикации
    Эффективность системы управления рисками ФТС стремится к нулю
    Действующая система управления рисками не обеспечи...
    2015-05-20 09:07:39
    Читать дальше...
    Штрафы за неподчинение президенту: глава ФТС первый на очереди
    Заместитель председателя комитета Госдумы по безоп...
    2015-05-17 02:46:40
    Читать дальше...
    Глава ФТС продолжает ставить телетайпограммы выше закона
    Не успели ещё остыть чернила на телетайпограмме ФТ...
    2015-05-17 02:44:48
    Читать дальше...
    Удалённый выпуск, ЦЭД и волшебная палочка ФТС
    Часть 1. Телетайпограммотворчество ФТС Знаете ли ...
    2015-05-17 02:41:42
    Читать дальше...
    Книжка МДП – персона non grata на границе
    Что бы ни обещали представители таможни в своих сл...
    2015-04-03 09:20:55
    Читать дальше...
    ФТС: не сохраним взысканное - так по судам потаскаем
    В конце марта ФТС России на своём сайте выложила д...
    2015-04-03 09:20:05
    Читать дальше...
    Таможенные требования к морским перевозчикам противоречат Конвенции ФАЛ
    Требование таможенных органов представлять коммерч...
    2015-04-03 09:19:28
    Читать дальше...
    Всякая рыба хороша, коль на экспорт не пошла?
    В России обсуждают возможность введения экспортных...
    2015-04-03 09:18:19
    Читать дальше...
    Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна»
    4 февраля 2015 года решением №3 Совета Евразийской...
    2015-04-03 09:17:03
    Читать дальше...
    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: российские пункты пропуска не соответствуют современным требованиям
    Тарифные преференции, предоставленные китайским то...
    2015-03-19 11:55:29
    Читать дальше...
    Наш опрос

    Отлично, все устраивает
    Хорошо, но желательно ..
    Устраивает ... но ...
    Не устраивает.. по причинам
    Полностью не устраивает